Татьяна Ирисова Татьяна Александровна Ирисова — доцент кафедры туризма МГИИТ имени Ю. А. Сенкевича, член-корр. РАЕН |
И ВНОВЬ К РОДНЫМ ИСТОКАМ...
Развал СССР знаменовался не только разгулом бандитизма и обнищанием основной части населения страны, сколько потерей духовных ориентиров у молодёжи. Как самые мрачные годы в своей жизни я вспоминаю начало перестройки, когда большая часть студентов не знала, не любила свою страну, чувствовала собственную ущербность и стремилась уехать на Запад. Чувствовали уходящую из-под ног родную почву и люди старшего поколения. Помню, как на конгрессе русской интеллигенции выступали всеми уважаемые деятели науки и искусства и призывали объединить усилия, чтобы сохранить национальную культуру. Слова произносились, безусловно, правильные, но я оглянулась на зал и с грустью увидела, что основную аудиторию составляют те, кому за шестьдесят, а их обращение не было услышано молодёжью, которая стала жить своей жизнью, иными интересами и даже говорить на другом языке. Тогда подумалось, что если бы каждому деятелю русской культуры удалось заразить своими идеалами хотя бы трёх-четырёх молодых людей, возможно, последовала бы цепная реакция, и к юному поколению могло вернуться национальное самосознание, достоинство, интерес к своей истории и культуре.
Некоторым представителям старшего поколения удалось завоевать сравнительно небольшую молодёжную аудиторию и через «дело» вернуть юных к исконным корням. Я говорю об известных питерских учёных из Института озероведения РАН, которые создали клуб «Непоседа», где зимой на добровольной основе обучали школьников основам гидрологии, а летом выезжали с ними на полевые исследования озёр российского северо-запада. Самым ценным в работе клуба, на мой взгляд, было не столько привлечение школьников к научным исследованиям, сколько общие вечерние посиделки у костра, на которых велись задушевные разговоры о ценностях жизни, огромном значении мировой культуры, задавленной в настоящее время «массовой культурой» и просто неизвестной молодёжи. При этом беседы не носили назидательного характера, а духовное наставничество не было принудительным. Просто молодёжь неожиданно узнавала, что в жизни есть много интересных, увлекательных явлений, помимо насаждаемого в СМИ шоу-бизнеса, с которыми она не успела еще познакомиться. К сожалению, охват молодого поколения клубом «Непоседа» был численно невелик. Немногочисленные энтузиасты, стремящиеся сохранить национальные корни и приобщить к этому молодое поколение встречались и в других регионах, например, на далёкой Чукотке. Там юные краеведы из «Школы странствий» каждое лето выезжали в тундру, жили, как истинные чукчи, в ярангах, вели наблюдения за природой, а заодно очищали её от бесконечной бочкотары, которой так захламлена земля их предков.
Большинство же студентов туристских ВУЗов стремились попасть на факультеты международного туризма. Заниматься внутренним туризмом длительное время считалось непрестижным.
И вдруг, лет семь назад, неожиданно наступил перелом в сознании юных россиян: у них проснулся интерес к родной стране, её природе, истории и культуре. Всё большее число студентов стало посвящать свои курсовые и дипломные работы развитию внутреннего туризма в России. Качественно изменился и набор абитуриентов: если ранее к нам поступали школьники, поражавшие «стерильностью» знаний в области истории, географии и культуры, то теперь первокурсники имеют неплохое базовое образование и более широкий круг интересов, их легче стало обучать естественным, гуманитарным и специальным дисциплинам.
Образовательный процесс в туристских ВУЗах обязательно должен включать привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности кафедр. Только работа над реальным туристским проектом в коллективе единомышленников развивает в студентах аналитическое мышление и творческую активность, учит их ответственно подходить к решению поставленных задач. Эти качества усиливаются у студентов от сознания, что они работают не на «учебную корзину», а для конкретного заказчика, который должен будет воплощать их замысел в жизнь.
С этой целью на кафедре туризма Московского государственного института индустрии туризма имени Ю. А. Сенкевича работает группа преподавателей, занимающаяся научно-исследовательской деятельностью совместно с научным студенческим обществом, которая получила название «ТурНИР». Тематика научных работ этой группы весьма обширна. В неё входят фундаментальные исследования в области рекреационной географии и рекреалогии, а также разработка конкретных проектов по рекреационному освоению территории и туристских объектов, формированию новых схем туристских маршрутов и программ различных форм кратковременного и длительного отдыха. «ТурНИР» объявляет утверждённые и перспективные темы научных исследований и предлагает студентам войти в состав рабочих групп (разработчиков проектов).
Подобный подход к организации исследовательской работы оставляет за студентами право выбора интересующих их тем исследований, формирует группы единомышленников, составляющие творческие коллективы.
Приведу примеры нескольких актуальных тем, над которыми работает «ТурНИР» в последние годы:
—динамика развития туризма в регионах России за последние 10—20 лет с целью выявления современных тенденций туристской отрасли для разработки стратегий и программ устойчивого развития рекреации и туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
—формирование территориальных рекреационных систем различного масштаба;
—разработка межрегиональных туристских маршрутов;
—проекты новых туристических комплексов различного функционального назначения;
—каталогизация российских и зарубежных курортов по инновационной модели, разработанной специалистами нашей кафедры.
В соответствии с темой альманаха остановлюсь на двух проектах, в разработке которых принимали участие студенты студенческого научного общества (СНО).
Первый из них — «Русская ромашка» — посвящён формированию глобальной межрегиональной территориальной рекреационной системы, охватывающей практически все регионы Центральной России, наиболее насыщенные объектами природного и культурного наследия. Ядром «Ромашки» стал Московский регион (Москва и Московская область) как территория максимальной концентрации потенциальных потребителей туристских услуг в сочетании с наибольшим количеством объектов культурно-познавательного туризма.
«Русская ромашка» состоит из 8-ми сегментов, каждый из которых предоставляет отдельную территориальную рекреационную систему, в которую входят территории от 3-х до 5-ти областей.
Северо-восточный лепесток Ромашки охватывает территорию «Золотого кольца России», в него входят: северо-восточный сектор Подмосковья, южная половина Ярославской области, западные районы Костромской области, западные районы Нижегородской области и северо-западные районы Ивановской и Владимирской областей.
Восточный лепесток включает: восточные сектор Подмосковья, южные и восточные районы Владимирской области, Нижегородской области, республику Чувашию.
В юго-восточный лепесток входят: юго-восточный сектор Подмосковья, Рязанская область, республики Мордовия, Ульяновская, Пензенская и Тамбовская области.
Южный лепесток охватывает территории южного сектора Подмосковья, Тульскую, Липецкую и Воронежскую области.
В Юго-Западный лепесток входят юго-западный сектор Подмосковья, Калужская, Орловская, Курская и Белгородская области.
Западный лепесток включает западный сектор Подмосковья, Смоленскую и Брянскую области.
Северо-Западный лепесток состоит из северо-западного сектора Подмосковья, Западных районов Тверской области, Псковской и Новгородской областей.
Северный лепесток охватывает территории северного сектора Подмосковья, восточную половину Тверской области, западные и северные районы Ярославской области и Вологодскую область.
Разработкой этого проекта занимается творческий коллектив, состоящий из руководителя (преподавателя кафедры туризма) и 8-ми студентов, за каждым из которых был закреплён один из секторов «Русской ромашки».
На первом этапе проектирования рабочей группой была разработана единая методика исследования с обоснованием потенциальных возможностей развития туризма в каждом из субъектов РФ, включённых в конкретный сектор «Ромашки» на основе оценки имеющегося рекреационного потенциала, степени его освоения, экономических и транспортных связей между регионами. На этом этапе после анализа собранного материала в практической части работы было принято решение разработать первое звено рекреационного каркаса с выделением межрегиональных кольцевых туристских маршрутов различной продолжительности и тематики. Участниками рабочей группы по выбранным секторам была разработана целая серия маршрутов, при этом каждый маршрут доводился до стадии его возможной реализации туристским фирмами.
Разрабатывая проект «Русская ромашка», студенты на практике постигали основы территориально рекреационного планирования и проектирования крупномасштабных полифункциональных территориальных рекреационных систем. У них развивалось аналитическое мышление, способность выявлять и решать проблемы (социальные, экономические, административные), сдерживающие развитие туризма, разрабатывать аргументированные предложения по рекреационному освоению территориальных рекреационных систем (ТРС) различного масштаба в зависимости от поставленных в проекте задач.
За год работы над проектом «Русская ромашка» студенты сильно изменились: внутренне расширился их кругозор, развились новые интересы общекультурного плана, они не только изучили, но и полюбили исследуемую территорию. Интерес не бывает абстрактным. Чем больше узнаешь, углубляешься в данную тему, тем ярче раскрываешься как личность сам. Разработка предложений требует креативного подхода. Работа над коллективным проектом, где общий результат зависел от вклада каждого участника, способствовал формированию ответственного отношения со стороны каждого разработчика. Окончательный вариант проекта каждого сектора «Ромашки» принимался после многочисленных обсуждений на заседаниях всего творческого коллектива. В ходе заседаний и прений была принята общая структура отчёта, форма представления табличного, картографического материала, иллюстрации и логотипы маршрутов. Проект был доложен на научных конференциях и сразу вызвал интерес как у научной общественности, так и у представителей турбизнеса.
В настоящее время на последующих стадиях развития проекта «Русской ромашки» требуется кластерный анализ, к которому должна подключиться следующая группа выпускников кафедры туризма.
Совершенно иной вид исследовательских работ, проводимых нашей кафедрой, состоит в проектировании туристских комплексов и туров различной тематической направленности. Так, для развития Южного сектора «Ромашки» была предложена разработка туров выходного дня для корпоративных клиентов компании ООО Туристическое Агентство «ФОРМУЛА ОТДЫХА».
Этот вид проектирования предлагал иную организационную форму работы: участие в экспедиционных исследованиях на конкретной территории с целью создания нескольких вариантов туров вокруг одного из туристских центров ТРС. В качестве исследуемой территории бы выбран Южный сектор «Ромашки» с уникальным по сохранности культурного наследия историческим городом Елец Липецкой области и его окрестностей.
В экспедиционный отряд входили два преподавателя кафедры туризма, два представителя туристической компании «Формула отдыха» и 6 студентов — членов СНО и «ТурНИР».
На предварительной стадии все участники экспедиции изучали исторические и географические источники, связанные природными и историко-культурными ресурсами Елецкого края, разрабатывали план натурного обследования территории.
Учитывая обширное литературное наследие Ельца, студенты перед поездкой перечитали произведения М. М. Пришвина и И. А. Бунина — уроженцев Елецкой земли, ознакомились с документальными фильмами о творчестве писателей. В конце 2015 года состоялся первый ознакомительный выезд экспедиционного отряда в Елец.
Следует отметить, что, несмотря на заочное литературное знакомство с городом, Елец произвёл на ребят ошеломляющее впечатление. И это неслучайно. Среди малых исторических городов России Елец являет собой яркий образец купеческого уездного города с хорошо сохранившейся культовой, светской и промышленной архитектурой, в котором в центральной части почти нет объектов визуального загрязнения. Туристы с лёгкостью переносятся в обстановку провинциальной России 19 века, что сразу почувствовали участники экспедиции. Нам повезло, что к экспедиции в Ельце присоединилась вдохновитель и главный организатор международного фестиваля «Бунинские Озёрки», председатель его оргкомитета — Полтавская Елена Андреевна. С её помощью мы познакомились с местной интеллигенцией: музейщиками, экскурсоводами, преподавателями университета, клубными работниками, представителями Елецкой и Становлянской администраций и множеством инициативных людей, небезразличных к судьбе своего города и выдвигающих невероятно интересные предложения его дальнейшего развитии как одного из перспективных туристских центров.
Большинство из них активно помогали экспедиционному отряду в сборе необходимой информации, некоторые из них сразу подключились к работе экспедиции, проводили экскурсии и даже выезжали в Москву для проведения мастер-классов перед студентами МГИИТ.
В результате за время натурного обследования разработчики проекта собрали весьма обширный материал об истории города, дворянских усадьбах района, исторической застройке, социокультурных учреждениях и предлагаемых ими программах. Помимо культурного наследия была обследована туристская инфраструктура: все функционирующие гостиницы, рестораны, бары и кафе, транспортная сеть. Отдельное внимание было уделено национальному ландшафту, типичному для чернозёмной полосы России. Наибольший интерес вызвал редкий по пейзажной выразительности заповедник Галичья гора, расположенный в непосредственной близости от Ельца.
Одновременно с Елецким районом был рассмотрен и рекреационный потенциал соседнего с ним Становлянского района, на территории которого расположены дворянские усадьбы, исторические сёла и современные фермерские хозяйства, ориентированные не только на производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, но и на развитие сельского туризма.
Собранный экспедицией материал может лечь в основу единой туристской программы «Елецкий край», которая должна собираться, как пазл, из множества различных по тематике туристских и экскурсионных программ вокруг туристского центра — города Елец.
Практическим началом освоения Елецкого кластера, не требующим больших капиталовложений и популяризирующим туристский центр, стали разнообразные по содержанию программы выходного дня, разработать которые на конкурсной основе было предложено студентам — участникам экспедиционного отряда.
В процессе проектирования разработчикам приходилось собирать дополнительную информацию, встречаться с будущими исполнителями предложенных программ. Варианты проектов неоднократно докладывались на заседаниях «ТурНИР» и дорабатывались. В настоящем альманахе представлены проекты победителей этого конкурса.
Все программы были ориентированы на групповой отдых 15—20 человек, предусмотрены варианты как семейного отдыха, так и молодёжных групп. Предполагается, что реализаторами программ будут местные жители, а продвижением туров станут заниматься туристические компании. Значительную роль в популяризации предложенных программ должны сыграть разнообразные событийные мероприятия, организуемые в Ельце и Становлянском, и, в первую очередь — международный Бунинский фестиваль.
В заключение хочется отметить, что привлечение студентов к исследовательской и научной работе, за которой стоят реальные дела по воплощению разрабатываемых ребятами проектов в туристскую практику, заставило молодых разработчиков по-иному взглянуть на развитие туристской отрасли. Участие в экспедиции разбудило их творческое начало, воспитало ответственное отношение к делу, которое им было поручено, а главное — невольно обратило их к родному краю. Каждый участник проекта сам полюбил ту русскую глубинку, с которой намеревался познакомить туристов.
Литературная тема вновь на слуху в туризме, несмотря на то, что сейчас она несколько изменяет свою форму, переходя от посещения мемориальных музеев, связанных с жизнью и творчеством литераторов, к разработке маршрутов и программ по местам, отражённым в произведениях писателей и поэтов, как, например, известные всем экскурсии по булгаковской Москве. Идя в ногу со временем, наши студенты стараются создавать интерактивные занимательные туристические программы, литературные квест-туры.
Южные территории Центральной России — Тульская, Рязанская, Калужская, Орловская, Липецкая области сохранили на своей земле множество мемориальных литературных комплексов, представленных как популярными музеями, так и в произведениях Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, Н. С. Лескова, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского и других выдающихся русских писателей. По этой территории может быть проложено множество литературных туристских маршрутов. Здесь постоянно проводятся литературные фестивали, конференции, чтения, сюда приезжают известные деятели культуры, искусства, русской словесности. К великому сожалению, эти места недостаточно широко вошли в школьные образовательные программы по литературе: экскурсии для школьников ограничиваются лишь традиционным посещением Ясной Поляны, Константинова и Спасского-Лутовинова. Хотелось бы, чтобы школьники при изучении тех или иных произведений русских писателей имели возможность побывать там, где происходит действие романа, повести или рассказа, почувствовать атмосферу произведения, заразиться его настроением. Возможно, тогда литература перестанет быть для молодых людей скучной омертвелой классикой.
Литературные фестивали могут и должны приобрести интерактивную форму. В них должны быть задействованы не только литературные объединения и клубы, но и местные и приглашённые театральные труппы, кружки драматического искусства, чтецы, поклонники мелодекламации. Сама форма литературного фестиваля предполагает использование различных форм: от литературного салона до показа пьес и кинофильмов, проведение квестов, конкурсов, викторин, олимпиад, маскарадов. Мы очень надеемся, что наше сотрудничество с туристической компанией «Формула отдыха» и оргкомитетом фестиваля «Бунинские Озёрки» станет примером новых возможностей по освоению русского литературного наследия.