Татьяна Газина - Статья из Альманаха "Бунинские Озерки" 2016



Татьяна Анатольевна Газина — заведующая литературно-мемориальным музеем И. А. Бунина (г. Елец)


МУЗЕЙ И. А. БУНИНА В ЕЛЬЦЕ


  «Кто хочет понять поэта, тот должен отправиться в его страну», — быть может с этой мыслью Гёте ежегодно в Елец приезжают издалека тысячи туристов, поклонников творчества И. А. Бунина.

  В Ельце отношение к Ивану Алексеевичу было и остаётся совершенно особым. Ельчанами он воспринимается не просто как писатель-земляк, а в первую очередь как редкий художник, который с великим мастерством отразил не только пейзажные достопримечательности елецкого края, но и жизнь людей разных сословий в её многообразии. Совершенно не случайно елецкую округу К. Паустовский назвал «бунинской Россией», а Елец — «бунинским городом».

  Обусловлено это целым рядом причин. Во-первых, Бунин родился в семье елецкого помещика, предки которого были связаны с елецким краем. Во-вторых, для Ивана Алексеевича Елец был той заповедной страной, куда он совершил самое первое, несравненное по впечатлениям, сказочное путешествие.

  В третьих, именно здесь юному гимназисту открылась торжественная древняя красота России, когда он «... вдруг почувствовал эту Россию, почувствовал её прошлое и настоящее, её дикие, страшные и всё же чем-то пленяющие особенности и своё кровное родство с ней». [1, 49]

    Годы, проведённые во время обучения в елецкой гимназии, также не могли бесследно исчезнуть из его памяти. Юного Ивана волновала древность города, его историческое прошлое, а ельчане поражали прежде всего национальным чувством гордости того, «что они русские и живут в России». Впоследствии Елец станет ему ещё более дорогим и близким, ведь именно здесь жила его первая любовь...

  Всё это в дальнейшем отразится на страницах его автобиографического романа «Жизнь Арсеньева». Именно в нём, а также в повести «Деревня», в рассказах «Поздний час», «Над городом», «Лёгкое дыхание», «Первая любовь», «Подснежник», «Аля» читатель без труда найдёт описание ныне столь любимых туристами, а каждому ельчанину знакомых с детства мест: Торговой улицы, Чёрной слободы, Бабьего базара, Аргамачи, пожарной каланчи, Покровского храма, женского монастыря, мужской и женской гимназий, городского сада...

  Редко какому городу посчастливилось быть запечатлённым на страницах художественных произведений так, что даже сейчас узнаваемы его улицы и площади, храмы и мосты, косогоры и сады, многие живописные подробности.

  Навсегда покинув Россию, как святыню хранил в своём сердце Иван Алексеевич память о Ельце, городе, ставшем для него в эмиграции поэтическим символом родной земли.

     И столь любимый им город первым увековечил память великого земляка.

   4 июня 1988 года был открыт первый в стране музей И. А Бунина, его именем назван елецкий классический университет, ежегодно осенью проводится фестиваль «Антоновские яблоки», в театре «Бенефис» с аншлагом проходят спектакли на бунинскую тематику.

     Мысль о необходимости музея И. А. Бунина в Ельце впервые прозвучала на первой Всесоюзной конференции буниноведов 1968 года, проходившей в Елецком государственном педагогическом институте. Именно здесь с середины 50-х годов на факультете русского языка и литературы преподаватели Ф. Ф. Руднев, С. В. Краснова, П. А. Львов, С. А. Сионова и многие другие серьёзно изучали всё, что было связано с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича в елецком крае. Однако воплотить идею в жизнь сразу не удалось.

   В начале 80-х годов группа ельчан — энтузиастов, объединившись в клуб «Вече», под руководством кандидата филологических наук ЕГПИ Г. П. Климовой начала поиск дома, в котором гимназистом проживал Иван Алексеевич.

    Было известно, что Бунин проживал в Ельце в период обучения в гимназии с августа 1881 по январь 1886 года по четырём адресам. У мещанки Анны Осиповны Ростовцевой на улице Рождественской он прожил дольше всего: около трёх лет.

  Были найдены и исследованы архивные документы, изучены планы городской застройки и схемы кварталов прошлого века, тщательно проанализированы произведения писателя, в которых он описывает свою жизнь в Ельце, собраны воспоминания его современников и старожилов, относящихся к этому периоду времени. В результате данной кропотливой работы и был установлен дом, в котором в период с 1883 по 1886 годы жил Иван Алексеевич Бунин.

  На первый взгляд, он представлял собой обычный деревянный дом прошлого столетия, утопающий в зелени сада. В нём было несколько небольших комнат. Во времена Бунина все они были проходные. Почти год велись реставрационные работы: перепланировка и капитальный ремонт.

  Экспозицию музея создавали на основе связи творчества писателя с родным краем. Первоначальную концепцию «Реальность — литература — реальность» высоко оценил крупнейший буниновед А. К. Бабореко: «Это то, что нужно для научных и просветительских целей. Такой музей будет способствовать большому интересу к творчеству Бунина и к русской литературе вообще, так как у вас всё основывается на конкретных фактах, связанных с жизнью края, а не на мёртвых схемах, которые убивают живую мысль». [2]

    Приходя в музей, посетитель попадает в атмосферу мещанского быта XIX века.

    В прихожей привлекает внимание старинная карта Елецкого уезда, макет бунинской усадьбы в Озёрках, где, по словам Ивана Алексеевича, прошло его детство «среди моря хлебов и трав»; резная горка с предметами, найденными во время раскопок, среди которых кованые гвозди, фрагменты изразцов, осколки посуды, глиняные игрушки, женская шпилька...

     Интерьер угловой комнаты, где жил гимназист Иван Бунин, с некрашеными деревянными полами, стенами из отёсанных деревянных плах, восстановлен таким, каким был при нём. Письменный стол в простенке, кровать, застеленная кружевным покрывалом, икона с лампадой в святом углу, пара венских стульев, сундук, этажерка с книгами, раскидистый фикус и герань на окнах. Ничего лишнего, всё просто, и в то же время продуманно. В комнате просторно и по—домашнему уютно.

   В соседней, самой светлой комнате воссоздана обстановка дворянской гостиной. Игральный стол, мягкая мебель, овальное зеркало, пианино и граммофон невольно навевают воспоминания о неспешной и размеренной жизни XIX столетия. Фамильный родовой герб, предмет особой гордости писателя, портреты дальних родственников — В. А. Жуковского и А. П. Буниной, фотографии его родителей, старших братьев и сестры, а также любимых женщин: Варвары Пащенко, Анны Цакни с сыном Николаем и Веры Николаевны Муромцевой дополняют экспозицию.

  В следующей за ней — так называемой литературной комнате — представлены наиболее интересные издания произведений и фотографии писателя разных лет, а также его личные вещи. Их привезла в Елец из Англии Н. Е. Кистерёва, гостившая там по приглашению бывшей сокурсницы. В Эдинбурге она познакомилась с М. Э. Грин, профессором местного университета. Узнав о предстоящем открытии музея, Милица Эдуардовна передала в дар личные вещи писателя: два чемодана (с одним Иван Алексеевич ездил в Стокгольм за Нобелевской премией, на нём сохранились наклейки отелей), пенсне, очки, красно-синий карандаш, шариковую ручку, кошелёк, портмоне, бритвенные принадлежности, уголок для вскрытия конвертов, визитку, компас и многое другое.

   Ксерокопия диплома Нобелевской премии, полученной И. А. Буниным в 1933 году в Стокгольме, стала итогом трёхлетней переписки сотрудников музея с хранителем архива русских писателей в шотландском городе Лидс Ричардом Дэвисом и в 2001 году заняла достойное место в экспозиции, посвящённой вручению писателю этой престижной награды.

Не остаётся без внимания посетителей и ещё один ценный и интересный экспонат — охотничье ружьё, принадлежавшее И. А. Бунину. Подарил его музею уроженец села Глотово, а ныне житель Санкт-Петербурга, полковник в отставке, писатель Евгений Николаевич Дёмкин. В 2004 году, будучи проездом в Ельце, он посетил музей, и после знакомства с ним, по его словам, стал по-другому смотреть на сложную жизнь и удивительное творчество Ивана Алексеевича.

    Бунинское ружьё бережно хранилось и передавалось по мужской линии в семье Дёмкиных на протяжении пяти поколений. Оказалось оно у них, по воспоминаниям деда Евгения Николаевича, Сергея Стефановича Дёмкина, следующим образом:

  «Семья Дёмкиных была большой. Когда подрос самый младший из детей Сергей, то старший брат Григорий стал брать его собой на охоту. Парнишка на охоте не стал обузой, а оказался смышлёным, ловким, и главное — метко стрелял. Как-то раз Григорий взял Сергея с собой на охоту. И какой была компания! Парнишка шёл на охоту с самим Иваном Алексеевичем Буниным, а рядом приятель Григория — Пётр Николаевич Бунин. Хотя Сергей и раньше виделся с Иваном Алексеевичем, когда тот приходил к ним домой побеседовать с дедом Таганком, и иногда даже давал рубль на конфеты, но всё равно испытывал волнение.

  Охота оказалась на редкость удачной. Охотники пребывали в прекраснейшем расположении духа. Сели, покурили, выпили, поговорили. Как-то само собой созрело решение показать свою удаль, излить эмоции. Постреляли по банкам — склянкам. Дали пострелять и Сергею, а тот в этот раз стрелял как никогда — ни разу не промахнулся. И. А. Бунин поразился меткости Сергея. Иван Алексеевич подбросил свою старую кепку вверх и крикнул: «Стреляй!». Сергей и тут не промазал. На И. А. Бунина меткая стрельба мальчишки произвела сильное впечатление, в порыве чувств он подарил ему своё ружьё» [3, 67].

   В экспозиции комнаты «И. А. Бунин и современность» важное место занимает бюст писателя, созданный в 1965 году скульптором Алексеем Измалковым, его крёстным сыном. Своего крёстного будущий скульптор обрёл практически случайно. В 1905 году Бунин ехал в Москву через село Измалково и зашёл к местному знакомому гончару. В это время у мастера как раз родился сын, и он, на радостях, попросил Ивана Алексеевича стать крёстным. Бунин согласился, но только с одним условием — писатель желал сам дать имя мальчику и выбрал для него имя своего отца — Алексей.

    В массивном дубовом книжном шкафу стоят книги Ивана Алексеевича, книги о нём разных исследователей его творчества, сборники научных конференций; на стенах — портреты писателя и картины, созданные по мотивам его произведений: «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки», «Суходол», «Деревня».

  Постоянно пополняется витрина с книгами Ивана Алексеевича на иностранных языках. К имеющимся произведениям на японском, китайском, английском, немецком, голландском, шведском, французском, румынском, чешском, польском, болгарском и эсперанто недавно добавились три книги на корейском языке, подаренные после посещения музея Полномочным Министром по экономическим вопросам республики Корея Пак Бёнг Хваном.

    На кухне с настоящей действующей русской печью можно посидеть на настоящих деревянных лавках вдоль стен, полюбоваться на походный самовар — кухню, вышитые рушники, старинный медный рукомойник, прялки, угольные утюги, резные пасочницы и многие другие вышедшие из обихода предметы быта XIX — начала XX века.

      Заключительная часть экспозиции посвящена увлечениям писателя: охоте и путешествиям. Особенно впечатляет карта с маршрутами некоторых из них и длинный список посещённых им городов.

  По единодушному мнению посетителей, организаторам музея удалось создать в его стенах какую-то особую атмосферу, когда невольно ловишь себя на мысли, что вот сейчас в одной из комнат встретишь мальчика с печальными глазами в форме гимназиста — Ваню Бунина.

  С момента открытия музей установил и поддерживал тесную связь с родственниками писателя — племянником Николаем Иосифовичем Ласкаржевским, проживающим в Бобруйске, и с внучатой племянницей Раисой Михайловной Колтыгиной, живущей в Краснодарском крае. В 1995 году Раиса Михайловна приезжала в музей на юбилейные бунинские торжества, неделю гостила в Ельце. Она привезла и показывала семейную реликвию — письмо Ивана Алексеевича, адресованное её деду:

    «Дорогой и милый Константин Алексеевич, снова делаю попытки узнать что-либо о Петре Константиновиче — и снова безуспешно! У сестры Маши тоже пропал сын и тоже без вести. Не было времени на земле страшнее. Получили ли Вы моё парижское письмо? Судя по Вашему молчанию, думаю, что нет. Отзовитесь. Я в Грассе близ Канн, но Вы пишите мне в Париж, по тому же адресу... обнимаю Вас от всей души! Ваш Ив.

  Брат Евгений старый, больной, нищий в Ефремове Тульской губернии, Красноармейском, д. Подъяльского. Подробности смерти Юлия узнал только недавно. Умер, слава Богу, как заснул

     После смерти Р. М. Колтыгиной, согласно её воле, письмо в 2000 году было передано в музей.

  Сейчас  уже можно с уверенностью сказать, что литературно — мемориальный музей И. А. Бунина стал одной из достопримечательностей Ельца. Все гости нашего города считают своим долгом непременно побывать в нём. Со дня открытия музей посетили более трёх сотен тысяч человек. С каждым годом он завоёвывает всё большую и большую популярность. Сюда со всех уголков России, из ближнего (Казахстан, Беларусь, Молдова, Украина, Эстония, Литва) и дальнего зарубежья (Австрия, Австралия, Алжир, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Гондурас, Италия, Испания, Иран, Канада, Китай, Панама, Польша, США, Турция, Чехословакия, Франция, Финляндия, Шотландия, Эквадор, Япония, Южная Корея) приезжают туристы, среди которых много искренних поклонников таланта писателя.

     В 2003 году музей И. А. Бунина стал лауреатом конкурса — премии в сфере туризма, гостеприимства и развлечений «Родимый край 2003» в номинации «Лучший музей» за сохранение традиций русской культуры. Эта награда — заслуженное признание огромной экскурсионной работы его сотрудников.

  Свидетельством интереса к музею являются многочисленные отзывы посетителей. В четырёх книгах уже более 20 000 благодарностей создателям Дома-музея.

 

  «Музей поразительный по достоверности. Такой музей можно было сделать только в Ельце. Только в елецком доме и только из елецких экспонатов. Впечатление эпохи, быта, уюта поразительное».

О. Кравченко, художник, Москва.

 

  «Мы специально приехали в Елец из Беларуси, чтобы увидеть музей Ивана Бунина — великого из великих писателей мира. И не разочарованы! Волшебное место, где в самом деле живёт дух Бунина. Спасибо создателям и тем, кто ныне сберегает это наследие».

Николай Бущик (художник), 

Светлана Бущик

(биолог, журналист).

 

  Со дня открытия бунинского музея прошло 28 лет. Все эти годы коллектив музея старается через экспонаты, которых стало уже всё более шести тысяч, сохранить и передать атмосферу того времени. И это не проходит мимо внимания посетителей.

 

  «Музей продолжается! На протяжении 15 лет я регулярно бываю здесь, и каждый раз, как в первый, — много новых фактов из жизни Бунина появляется в рассказах экскурсоводов, экспозиция пополняется экспонатами...»

Л. Решетникова, Воронеж.

 

  «Спасибо огромное и искреннее за чудесную живую экскурсию и за любовь к Бунину! Хочется приехать к вам ещё, и главное, прочитать Ивана Алексеевича»,

Татьяна Ефлаева,

спецкор «Учительской газеты», Москва

 

  «Спасибо огромное коллективу музея, вам удаётся сохранить дух и память Бунина, здесь просто окунаешься в его мир, и многое понимаешь впервые, и многое вспоминаешь заново... Благодаря Ивану Алексеевичу Елец той поры останется в человеческой памяти навсегда, и этот музей — очень важная часть Ельца!»

О. Шевелёва, редактор

журнала «ТБО»,

Москва.

 

  Сотрудники музея ежедневно проводят по несколько экскурсий для туристических групп из Воронежа, Липецка, Москвы, Тамбова, Орла, Мичуринска, Рязани и других городов.

Своим рассказом они стремятся не только познакомить экскурсантов, особенно юных, с жизнью великого писателя, его любовью к родной земле, но и вызвать желание познакомиться поближе с его творчеством. И, надо сказать, это удаётся:

 

  «Восхищены поразительным духом музея, духом великого и трогательного искусства. Кажется, что в нём живет, дышит, пишет и встречает гостей сам Бунин!»

Учащиеся СШ № 60,

город Липецк.

 

  «Встреча с Буниным была прекрасна! Россия напитала его творчество, а он оставил ей в дар прекрасную жемчужину своей души. Присутствие этой благородной души ощущаешь в музее. Спасибо его создателям и хранителям. А Бунину спасибо за то, что учит нас творчеству, любви к Родине, природе, женщине...»

Ученики средней школы № 53, город Липецк.

 

  «Огромное спасибо за очень интересный, увлекательный рассказ о великом писателе: зримо, образно, доступно, чётко, очень грамотно, для детей неоценимо!»

  Воронежская группа, МОУ «Гимназия № 1».

 

  Для младших школьников в музее часто проводят специальный урок-встречу с юным Буниным. Мальчик в гимназической форме ХIХ века встречает в мемориальной комнате учащихся ХХI столетия. Рассказывает, как учили в те времена, как складывались отношения педагогов и их воспитанников. Его рассказ дополняют сотрудники музея не только интересной информацией о гимназических годах Ивана Бунина, но и показывают детям учебники того времени, гимназические билеты, дневник и тетради гимназистов.

  После лекции для детей «Бунин — гимназист», прослушанной в музее, один из случайных, взрослых посетителей — Александр Цупко — написал:

 

  «Великолепно! В музее время как бы остановилось, отобразив часть истории страны, быта и жизни русского народа, главное — кусочек елецкой жизни гимназиста Вани Бунина. Лекция в комнате Бунина, но ощущение урока в гимназии, и я среди гимназистов, рядом с Ваней Буниным...»

 

  Для этой же возрастной категории часто проводятся лекции — беседы: «Для чего же это?» (о ныне забытых бытовых предметах и утвари ХIХ века), «Русский чай», «Праздники дореволюционной России» (по произведениям Ивана Алексеевича).

  Для учащихся средних классов сотрудники проводят литературные уроки: «Пушкин и Бунин», «Вместе с Буниным по улицам Ельца», «Бунин — Нобелевский лауреат»; вечера: «Книга жизни Бунина», «Родной край в стихах и прозе нашего великого земляка», «Времена года» Бунина и Чайковского».

Старшеклассники с удовольствием посещают уроки: «Окаянные дни» в Ельце на страницах дневников Бунина и Пришвина», «Бунин и Чехов», «Бунин и Толстой», «Очень хочу домой...»; лекции «Православие в жизни и творчестве Бунина», «Все мы родом из детства», «Любовь и радость бытия», «Тебя так нежно я любил».

  Для поддержания интереса постоянных посетителей к музею его сотрудники несколько раз в год устраивают различные выставки, организуют мастер-классы по изготовлению народных кукол («Желанница», «Веснянка», «Травница»), а также встречи с интересными людьми. Так, в декабре 2014 и в мае 2015 года в музее с успехом прошли музыкально-поэтические творческие вечера московского барда Ольги Никитиной, на которых впервые прозвучали написанные ею романсы на стихи И. А. Бунина «Настанет день, исчезну я...», «За всё Тебя, Господь, благодарю».

  Экспозиции, собранные материалы бунинской эпохи, экскурсии, беседы, лекции, встречи с творческими людьми, вечера поэзии, литературные уроки, викторины, проводимые в музее, — всё направлено на то, чтобы приблизить бунинское слово, пробудить интерес к личности и творчеству писателя, вызвать желание взять книгу Бунина и прочитать её.

  Но недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому приезжайте в Елец, на малую Родину Ивана Алексеевича, посетите его музей, походите по тихим елецким улочкам, полюбуйтесь великолепной панорамой с Каменной горы, старинными домами и величественными храмами, испейте чистейшей воды из источника Знаменского монастыря и ощутите неспешный провинциальный ритм жизни, очарование этого удивительного бунинского города.

 

Примечания

 


  1. Бунин И. А. Собрание сочинений в 6 т. М.: Художественная литература, 1988. Т. 5.
  2. Климова Г. П. В дом к Бунину. Газета «Красное знамя», 4 июня 1988.
  3. Дёмкин Е. Н. Здесь жил Бунин. Санкт-Петербург, 2005.