КРУГЛЫЙ СТОЛ «КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ»

КРУГЛЫЙ СТОЛ «КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ»,

состоявшийся в рамках фестиваля

«Бунинские Озерки»—2017

 

Место проведения: Елец, улица Коммунаров, 28,

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина.

 

Юрий Николаевич Таран — заместитель главы администрации Липецкой области;

Евгений Юрьевич Сидоров — общественный и государственный деятель (Москва), чрезвычайный и полномочный посол, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО;

владыка Максим — епископ, правящий архиерей (Елецкая епархия);

Евгения Николаевна Герасимова — ректор ЕГУ имени И.А.Бунина, доктор педагогических наук, профессор;

Мария Викторовна Михайлова — заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва); Елена Андреевна Полтавская — президент фонда «Иппокрена»;

Евгений Викторович Сурин — заведующий научно-культурным отделом музея-усадьбы Л.Н. Толстого;

Наталья Алексеевна Трубицина — кандидат филологических наук, заведующая кафедрой всеобщей истории и историко-культурного наследия ЕГУ имени И.А. Бунина;

Егор Егорович Щекотихин — доктор исторических наук, профессор Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева;

Сергей Алексеевич Никитин — глава администрации Становлянского района Липецкой области;

Наталия Валерьевна Борисова — доктор филологических наук, профессор кафедры всеобщей истории и историко-культурного наследия ЕГУ имени И.А. Бунина;

Анна Васильевна Немытова — учитель, краевед (село Васильевка);

Rasa Balciuniene — основатель «Института исследований образов», предприниматель (Литва);

Вера Валерьевна Адаманюк — директор компании IT-технологий (Москва);

Игорь Михайлович Михайлов — заместитель главного редактора журнала «Юность»;

Екатерина Ивановна Энсис — кандидат психологических наук, научный консультант Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.

 

 

 

 

  Е.Н. Герасимова, ректор университета, поприветствовала участников и гостей круглого стола и рассказала немного об университете. Университет имеет интересную историю. «Сначала это была женская гимназия, в которой преподавали выпускники МГУ, — начала свой рассказ Евгения Николаевна. — После революции на базе гимназии были открыты рабочие курсы, рабфак, который 20 лет готовил представителей рабоче-крестьянской молодежи для поступления в вузы. В 1939 году на базе рабфака был открыт учительский институт. В течение 2-х лет готовили учительские кадры. Первый выпуск состоялся в июне 1941 года. Многие из выпускников тут же оказались на фронте». Е.Н. Герасимова с гордостью отметила, что к чести учительского института ни на один день не прекращалась его деятельность даже в годы войны. Институт готовил кадры для руководящей части Красной армии. Физико-математический факультет — для летных школ и артиллерийских училищ. Филологический и исторический — для политсостава. В 1954 году, когда была образована Липецкая область, учительский институт в Ельце стал педагогическим. Елецкий учительский институт также дал жизнь Липецкому педагогическому институту. В 1949 году было принято решение о создании педагогического института в Липецке.

  В 2000 году Елецкий педагогический  институт  получил  статус  педагогического  университета. В вузе 150 программ бакалавриата, 40 магистерских программ, в аспирантуре — 35 программ и по 8 программам работает докторантура, 5 научных журналов, из них 3 — включены в список ВАК.

  «Такие показатели позволяют нам входить в группу эффективных вузов страны», — сообщила Евгения Николаевна. Далее Е.Н. Герасимова отметила, что университет неслучайно носит имя выдающегося писателя, нобелевского лауреата И.А. Бунина. Город в судьбе писателя — это те образы, которые разошлись по его творческой судьбе. В течение десятилетий ведется работа по сохранению и изучению бунинского наследия. Еще в далекие 60-е годы сложился коллектив литературоведов, краеведов, историков, деятельность которых еще тогда принесла удивительные результаты. «Первая Всесоюзная конференция, посвященная творческому наследию И.А. Бунина состоялась в нашем вузе в октябре 1968 года, — продолжала  ректор  университета. —Тогда в конференции приняли участие буниноведы из Москвы, Ленинграда, Сибири, Украины, Молдавии, Средне-азиатских республик».

  «Культурная и духовная жизнь может быть не только в столицах и в областных центрах. Она есть и в маленьких городах. И центром этой жизни, конечно, являются образовательные учреждения, университеты», — подвела итог своему выступлению Е.Н. Герасимова.

  Евгения Николаевна передала слово заместителю главы администрации Липецкой области Ю.Н. Тарану. «Те проблемы, которые здесь поднимаются, являются для нас важными, — начал Юрий Николаевич. — Наверное, те тезисы, те идеи, которые сегодня прозвучат, не сразу лягут на стол чиновника в виде закона, в виде концепции, постулата, доктрины. То, что сегодня на эти темы нам надо говорить, ни у кого за этим столом не вызывает сомнения. Информационная эпоха, которую многие футурологи предсказывали, как-то очень неожиданно накрыла страну. Кто-то с этим смирился, кто-то приспособился, а кто-то против этих информационных технологий. Я по образованию педагог. Всю жизнь свою был связан с образованием. И знаю, сегодня есть такие педагоги, которые говорят, что лучше коричневой или зеленой доски и мела ничего нет. Интерактивное — это все от лукавого. Но есть те, кто понимает — если мы хотим разговаривать с молодежью на ее языке, то мы должны предпринимать какие либо шаги. Какие шаги? В какую сторону? Сегодня ни для кого уже не секрет, что социальные сети — это пространство молодых, где мы, очень многие, чувствуем себя неестественно. Я не говорю, что чувствуем плохо, я говорю — неестественно. Нас так воспитали. Мы до сих пор верим газетам и телевидению. Для меня до сих пор терра инкогнита пространство — блогеры. А сегодня мы должны с этим работать. Я очень надеюсь, что этот круглый стол позволит лично мне как заместителю главы администрации, курирующему широкий круг гуманистических проблем, для себя найти ответы на вопросы: как нам дальше жить, учить, чему учить молодежь, не привязываясь к рамкам образования, а говоря про просвещение в широком смысле этого слова. Призываю вас быть предельно откровенными. Мы как раз и настроены сегодня на такой разговор. Хотелось бы, чтобы каждый сказал, что у него накипело на душе. Если все плохо, говорите, что плохо. А если есть, чем похвалиться, то мы вместе порадуемся». Далее Евгения Николаевна представила иерея Илью Пешкова, который зачитал приветственное слово от епископа Елецкого и Лебедянского Максима: Братья и сестры, участники фестиваля, Максим передал благословение на работу фестиваля.

  Русская глубинка с ее укладом жизни, культурой и, конечно же, право-славным духом взрастили писателя, поэта и мыслителя с мировым признанием. Именно здесь в родном доме с самых ранних лет надо искать истоки чистоты и величия его таланта. Каждый из нас знает, что экология — это наука о доме. Слово дом для человека имеет множество самых разных значений. Дом — это и родные стены, дом — это и окружающая природа, реки, поля. Дом — это особая атмосфера для человека, где он обретает покой и восстанавливает душевные силы. Да и сам человек — это дом, вместилище Святого Духа. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм — Вы». Поэтому к нашему дому, какое бы значение к нему ни прилагали, важно относиться с трепетом. Как к особой подлинной святыне. И без воспитания себя как носителя образа Божия невозможно сохранить и правильно возделать окружающий мир. Здесь ясно открывается взаимосвязь экологии и антропологии, когда мир переживает одновременно два кризиса: духовный и экологический. В современном обществе человек порой теряет осознание жизни как дара Божьего, а иногда даже самый смысл бытия, который сводит к физическому существованию. Окружающая природа при подобном отношении к жизни уже не воспринимается как дом, тем более как храм, становясь лишь средой обитания. Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, ибо не способна оказать преображающее воздействие на мир. Ослепленному грехом человеку не помогают и колоссальные технологические возможности. При безразличии к смыслу, тайне жизни они не приносят настоящей пользы, а подчас приносят вред. У человека, деятельность которого духовно не ориентирована, техническая мощь, как правило, порождает утопические надежды на безграничные возможности человеческого разума, на силу прогресса. Иван Бунин осознавал все эти прописные истины и следовал им. А неправильный, бесславный их путь он отражал в своем творчестве. Например, «Господин из Сан-Франциско». Откуда у традиционно русского человека духовная зоркость? От жизни по заповеди; он — слово Евангелия. Лишь смотря на жизнь сквозь нравственный евангельский идеал, мы обретаем то зрение, те навыки, которые могут нас сохранить в бурном житейском море. В этом смысле пример жизни И.А. Бунина уникальный, но не единственный. Не менее достойный сын нашей земли, современник Бунина, преподобный Силуан Афонский, которого мы вспоминали в минувшее воскре сенье. Воспитанный духом истинного понимания Евангелия, духом в любви Божией он стал также достоянием не только России, но и всей вселенной.

  В житии старца Силуана люди из Америки и Европы увидели настолько близкое и великое для себя, что они поняли подлинно вселенский масштаб православия и величие России, воспитавшей таких сынов.

  А поэтому сегодня имена русских святых подвижников, писателей и композиторов, художников — это, может быть, основной фактор оправдания бытия среди других народов мира.

  Я от всей души поздравляю всех участников фестиваля с его началом. Желаю, чтобы география его только расширялась. А сам фестиваль достигал все новых целей в деле просвещения и сохранения памяти о нашей славной истории.


  Е.Н. Герасимова пожелала плодотворной работы всем собравшимся и передала слово модератору круглого стола Е.А. Полтавской.

  Е.А. Полтавская: Спасибо большое за такое подробное раскрытие темы. Название темы круглого стола мы обсуждали с Б.Н. Тарасовым, ведущим литературоведом нашего времени. И, конечно же, мы имели в виду, что в информационную эпоху слово «экология» употребляется не только в сочетании со словом «окружающая среда», но и со словом природа, со словом душа. И если вернуться к выступлению иерея Ильи Пешкова, то следует подчеркнуть слова, что человек — это дом, вместилище Святого Духа. А отсюда каждый человек должен заботиться о своем доме, то есть о душе. Тему круглого стола продолжает наш почетный гость — Евгений Юрьевич Сидоров.

  Е.Ю. Сидоров: Культура и становление гуманистических ценностей — я всю жизнь писал об этом, выступал с этой темой. 6 лет я был министром культуры: с 1992-го по 1997-й год. У нас есть замечательное наследие. Елец — это чудо. А что дальше? Где спонсоры, где меценаты, где купцы, которые всегда держали культуру на своих плечах? Их не будет. Пока не будет сформировано закона о спонсорстве, они будут скрывать свои доходы. Университеты должны содержать купцы. Местные Мамонтовы, Морозовы. Елец весь построен купцами. Замечательные дома в Ельце. Двухэтажные. Я иду по городу и испытываю счастье. Какие у нас люди. Хочу поблагодарить администрацию и Липецка, и Ельца, а также и Елену Андреевну за то, что здесь происходит. Это замечательно. Но надо, чтобы и государство понимало, как важна эта тема. Но не одним наследием мы живы. Мы это наследие разбазариваем. Торговля, деньги становятся главными. Какие у нас идеи? Я гулял по городу, общался с молодежью и брал интервью. Я спрашивал о семье, о работе, о перспективах. Каков человек, такую культуру он и несет. Сама сущность человека определяет культуру.

 

   Е.А. Полтавская:  А  теперь М.В. Михайлова расскажет, как же обстоят дела в литературе в информационную эпоху.

   М.В. Михайлова: Когда я увидела содержание предложенных тем, то решила: ну очень разнообразная тематика. И не понимала, как же мы будем говорить. Получается, каждый о своем. Но послушав немного, поняла: у нас у всех одна общая боль. Я свое выступление озаглавила «Бунин на все времена». Я немного пожалела, что так назвала. У Бунина были разные периоды. Кто знает его биографию, понимает, что в Серебряном веке Бунин не был оценен. Все писали про Горького, про Андреева. Могу поделиться сегодняшними соображениями. Я занимаюсь творчеством Бунина со студенческих лет и всю профессиональную жизнь. Но вдруг в последнее время заметила, что угасает интерес к Бунину. Это тревожит. Я проанализировала темы сочинений для поступающих на филфак — ни одной темы по Бунину за последние 5 лет. Два года назад я объявила семинар «Бунин и его окружение». Цель — показать Бунина в каком-то неожиданном окружении. Показать, как плохо к нему относились модернисты, какой недоброжелательной была критика. Думала, все бросятся ко мне. Такая интересная тема. Но нет — всего появилось 2-3 человека. Еще одно наблюдение из последнего времени. 20 миллионов просмотров получил баттл с Оксимироном. Я подумала: «Что надо написать про Бунина, чтобы на тебя вышли вот эти 20 миллионов молодых людей?» Все, о чем говорю, подтвердило мои размышления о необходимости новых форм работы, которыми три  года  назад я поделилась с Еленой Андреевной. Почему необходимы новые формы, новые формы диалогов? Юрий Николаевич затронул тему молодого поколения, которое мыслит в других категориях. И надо находить с ними язык. Мне кажется, что имя Бунина здесь абсолютно неслучайно. Не потому, что это Елецкая земля, а потому, что Бунин явил себя как художник нового типа, художник ХХ столетия. Во-первых, он очень показателен для молодежи. Это человек, который с котомкой за плечами и крестом на груди в 18 лет ушел из родительского дома и начал создавать сам свою личность. Знаете, что нравится студентам, когда я читаю лекцию по Бунину? Это информация о том, что у него нет никакого образования. Из гимназии ушел и занимался самообразованием. Причем таким самообразованием, когда открываются все богатства мира. Перевод «Песни о Гайавате»! Это же вообще фантастика. Какое знание английского! Он постоянно читал, постоянно себя образовывал. Это человек, который постоянно себя формирует с юности.

  Каким у нас был писатель  XIX века? Писатель-учитель, писатель-пророк, писатель, который болел за униженных и оскорбленных. В этом плане Бунин — несколько иная фигура. Бунин — это сдержанность, некоторое высокомерие. Он никогда не рвет рубаху на груди. Это не тот патриотизм, который давит своим пафосом. О любви к русскому народу нигде и никогда он не заявляет. Это было потрясением опять же для Серебряного века, когда за русского мужика, за русского человека все всегда выступали. Нет, только сдержанность, аристократизм. Но при этом безумная внутренняя боль. Боль от происходящего. Он совершенно по-другому начинает вести диалог с читателем. Некая доверительная откровенность, с одной стороны, с другой — как сказал один очень хороший исследователь: он, как металл во время мороза, режет и обжигает своим холодом. Это совершенно новое явление.

  Действительно можно говорить, что Бунин — это писатель, открывающий двери XX и XXI века. Хочу думать, что и дальше. Человек, который соединил в своем творчестве реалистические традиции русской литературы и традиции модернизма, к которому он внешне относился очень негативно, но внутренне обогатил его достижениями свою палитру красок. Это личность, это писатель, который открыт внешнему миру. И это оказалось положенным в основу фестиваля «Бунинские Озерки», потому что уникальность фестиваля заключается в том, что осуществляется диалог всех присутствующих. Возникает диалог и науки, и университета, и культуры, и творческих профессий. И одновременно мы очень ждем обогащения, которое идет от молодежи. Вот в этом диалоге будет рождаться совершенно новое освоение того наследия, которое мы должны осваивать и приумножать.

  Мне кажется, что этот фестиваль открывает новые возможности, новые формы для приобщения молодежи к тому, что Бунин — это что-то живое, и это что-то может тебя вдохновлять. Ты почувствуешь ниточку, связывающую тебя с Буниным. Меня порадовала ситуация: два дня назад Денис Драгунский, филолог, известный блогер, сын писателя Виктора Драгунского, разместил пост в Фейсбуке о Бунине. Как вы думаете, сколько комментариев? Огромное количество. Люди включились. Все задумались: что это за человек, что за писатель? Кто-то говорит, он архаичен и его слова уже не понятны. Так давайте рассказывать о языке Бунина. Давайте приобщать. Пусть музыка бунинского языка звучит в ушах молодежи.

  Ю.Н. Таран: Мария Викторовна, почему происходит угасание интереса к творчеству Бунина?

  М.В. Михайлова: Сейчас проблема с образованием. Мы перестали учить детей высказывать свои мысли, школа не учит писать сочинения. Сейчас в школьной программе от Чехова остались «Злоумышленник», «Смерть    чиновника»         и,      кажется, «Вишневый сад». Подлинного Чехова школьники не знают. Они знают Чехова-юмориста, но Чехова, писавшего о любви, они не знают. Надо соединять интерес к фэнтези, к новым каким-то веяниям с интересом к тем базовым эмоциональным основам, которые есть в русской классике. Я еще приведу пример уважаемого мною литературоведа, который сказал, что социальный реализм будет умирать, что будет жить только все постмодернистское. Скажите мне, кто будет перечитывать постмодернистское произведение? Один раз только прочтут. Скажут — здорово, вкусно, интересно, остроумно. И все! А к Бунину можно возвращаться. «Господин из Сан-Франциско». Ты сначала видишь ужас существования бездуховного человека, потом видишь итальянцев, потом видишь итальянского рыбака, потом — дочь этого господина из Сан-Франциско. В классике есть уровни, в которые ты погружаешься. Вот это надо открывать.

 Е.И. Энсис: Мария Викторовна, а что может открыть психология бунинс-ких героев сегодняшней молодежи?

  М.В. Михайлова: На мой взгляд, Бунин-психолог — это кладезь. У него же очень много молодых героев. Это только вначале он писал о стариках. А потом молодые заполнили страницы его произведений. Кто еще в русской литературе так откровенно написал о психофизиологии любовного чувства? А ведь именно об этом новеллы «Темных аллей», знаменитый «Солнечный удар». Как важно молодежи дать понять, что то, что они мнят завершением и целью встреч — может быть только началом чего-то большого и непостижимого…

  Е.А. Полтавская: А можно ли говорить о самой писательской психологии применительно к Бунину?

  М.В. Михайлова: Конечно! Он как раз демонстрирует нечто не- вероятно человеческое и близкое каждому. От предельной нетерпимости к оппонентам и людям, ему чуждым, до заботы и внимательности и пестования тех, в ком видит искру таланта…

  Я приветствую все начинания, которые связаны с этим фестивалем. Тогда само существование фестиваля, активность его участников подтвердят, что Бунин — это на все времена.

 

  Е.А. Полтавская: Мария Викторовна уже сказала, что в информационную эпоху нужны новые решения, новые формы взаимодействия с молодежью, что просто увлечь студен- тов литературой не очень получает- ся. Мир летит на высоких скоростях. Тема моего выступления: «Игра как способ изменения себя и окружающей действительности».

  Когда в 2015 году мы задумали проект «Эко-просветительский фестиваль “Бунинские Озерки”», мы, конечно, тогда не понимали, в какие формы он выльется и кто наша целевая аудитория. Но постепенно проект стал обрастать сообществом единомышленников. Количество участников фестиваля с каждым годом растет. Почему? Мы не ставим оценки, не   принимаем   экзамены по обязательным предметам. Участие в фестивале — это дело добровольное. И мы нашли ответ. Фестиваль — это игра. Как для участников, так и для самих организаторов. А что же такое игра? Проанализировав исследования об этом феномене (Карл Гросс, Йохан Хейзинга, Роберт да Ропп, Стюарт Браун и другие), можно выделить несколько свойств игры. Игра это:

       - свободная деятельность, «ненастоящая» деятельность;

       - деятельность, имеющая правила игры;

       - деятельность добровольная и безопасная;

       - деятельность, имеющая координаты времени и пространства;

       - процесс, раскрывающий творческий потенциал;

       - деятельность для развития;

       - деятельность, ведущая к успеху;

       - процесс, приносящий удовольствие.


    Вот это все можно перечислить, говоря о том, что же такое наш фести-валь.

  Чем мы можем сегодня гордиться? Четыре генеральных директора в оргкомитете. Когда я их увлекала в этот процесс, повторяю, это проект — это не работа, где каждый участвует добровольно,  то  сначала они не понимали, зачем им это. Но я попробовала объяснить: «Вы управляете компанией и каждый раз решаете какие-то вопросы, проблемы. Иногда взгляд «замыливается», и трудно взглянуть на проблему по-новому. Перейдите в другое поле и попробуйте там применить свой лидерский потенциал. Поле абсолютно другое».  Что такое наша игра? Фестиваль состоит из 3-х составляющих. Это организаторы, это участники, ради которых все и делается, и это, конечно же, среда. Бусины разбрасываются повсюду. Кто начнет вышивать? Играя, мы раскрашиваем свою жизнь, играя, мы познаем мир, мы созидаем, мы объединяемся ради общей игры. Мы учимся, мы становимся продуктивными в своей жизни.

Вывод какой? Играть! И пусть игра приумножает наш успех и делает нашу жизнь яркой.

 Е.И. Энсис: Елена Андреевна, расскажите, пожалуйста, о конкурсах фестиваля.

  Е.А. Полтавская: Как я уже сказала, фестиваль — это организаторы, участники и среда. Для участников на фестивале предусмотрены конкурсы, мастер-классы. Мы придумываем конкурсы, и, конечно, как в любой игре у нас предусмотрены награды.

  С.А. Никитин: Если я правильно понял, то мы с помощью игры вовлекаем наше население в изучение творчества И.А. Бунина?

  Е.А. Полтавская: Именно! Игра в фестиваль — это как раз новые формы работы. Не надо назидать, говоря, что без творчества И.А. Бунина прожить невозможно. Почему невозможно? Наверное, возможно. Но, вовлекаясь в игру, участник по-новому подходит к теме. В нашем случае, к теме литературы и творчества И.А. Бунина. Ему, участнику, становится интересно, и он с удовольствием играет. Сейчас слово предоставляется Евгению Викторовичу Сурину. Он расскажет нам, а какие же формы работы существуют в музее Ясная Поляна.

  Евгений Викторович Сурин: Я приветствую студенчество и наших уважаемых преподавателей от лица сотрудников музея-усадьбы «Ясная Поляна» и от лица его руководства. Визит фонда «Иппокрена» и привлеченных лиц в порядке обмена опытом весной этого года натолкнул меня на эту тему, тему о русской усадьбе. Усадьба всегда привлекала внимание творческой интеллигенции. Удобно расположена, соединена с природным ландшафтом. Имеет определенный уклад жизни. Это определенная система образования, которой нам сегодня недостает. Усадьба имеет отношение и к М.М. Пришвину, и к И.А. Бунину, и к нашему земляку Л.Н. Толстому. В России примерно 105 музеев-заповедников, из них

20 музеев-усадеб. Можно объединить несколько усадеб одним туристическим маршрутом. Например, Константиново, Спасское-Лутовиново и Ясную Поляну.

  С.А. Никитин: Сколько мероприятий событийных проходит на территории Ясной Поляны?

  Е.В. Сурин: Это «Сад гениев», фестиваль «Пестрые поляны», Рождество, Масленица, Троица. Мы проводим только то, что было у Толстых. Для детей у нас есть программа в заповеднике, есть программа на базе выставок. Они не привязаны к какому-то одному месту. Есть у нас объединение «Муравейное братство», которое объединяет детей по всей России.

  Е.А. Полтавская: Евгений Викторович, то есть если мы вас правильно понимаем, то вы ищете общий язык с молодежью через популяризацию темы русской усадьбы?

  Е.В. Сурин: Именно. Работа по популяризации темы русской усадьбы может быть любой: краеведческой, литературоведческой, экологической.

  С.А. Никитин: С какого года музей начал вот такое свое функционирование?

  Е.В. Сурин: Музей всегда оставался федеральным. Запустения здесь никогда не было. С приходом В.И. Толстого мы и начали. С 1994-го. В музее 53 отдела. Выставочная деятельность музея огромна. Специфика нашего музея: экскурсии отправляются каждые 7 минут.

   С.А. Никитин: В Ясную поляну привлекается частный бизнес?

   Е.В. Сурин: Это, конечно, вопрос к нашему руководству. Теоретически можно сказать, что да. Мы всегда приветствуем помощь спонсоров.

 

   Е.А. Полтавская: Из выступления Евгения Викторовича мы поняли, что музей Ясная Поляна ищет новые формы взаимодействия с молодежью, популяризируя тему русской усадьбы и всего того, что с ней связано. Тему усадьбы,  только  уже  в  творчестве и Бунина и Пришвина, продолжит Н.А. Трубицина.

  Н.А. Трубицина: Я назвала свое выступление  «Усадьба  как художественный локус в автобиографическом дискурсе Ивана Бунина и Михаила Пришвина». Романы «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина и «Кащеева цепь» Михаила Пришвина следует отнести к числу художественных автобиографий. Оба романа — о становлении творческой личности. И пришвинский, и бунинский автобиографические герои природоцентричны.  У  Алпатова  возвращение в природу происходит потому, что он полностью разочаровался в социуме, который обманул все его ожидания. У Арсеньева в целом любое переживание неотделимо от живого контакта с окружением. Главное в «Жизни Арсеньева» — расцвет человеческой личности, расширение ее до тех пределов, пока она не оказывается способной вобрать в себя огромное количество впечатлений.

  Е.И. Энсис: Наталья Алексеевна, а каково практическое применение вашей темы? Эта тема как-то поможет сориентироваться нашей молодежи в информационой эпохе?

  Н.А. Трубицина: Писатели-земляки, почти ровесники, жившие в нескольких верстах друг от друга, в отрочестве «дышали» чудесным раздольем черноземных полей, привольем и свободой русского деревенского быта. «Бунинфест» — это новая современная мифопоэтика. Многим поселениям, городам она просто необходима. А здесь в Становлянском районе она буквально рассыпана по территории. И каждый из писателей передал собственное  ощущение бытия родного  края. У Бунина  присутствует идиллико-элегическая жанровая модальность, окрашенная отрадно-ностальгической грустью. Пришвин показал «другую» жизнь разорившейся помещичьей усадьбы, раскрыл новые возможности существования бывшего дворянского гнезда.

  Е.И. Энсис: То есть эти места, где взрослели будущие писатели и где сейчас проходит «Бунинфест», могут способствовать развитию творческого потенциала молодежи?

  Н.А. Трубицина: Могу сказать точно, что для Пришвина и Бунина малая родина стала источником первых художественных впечатлений и творческого вдохновения.

 

  Е.А. Полтавская: Егор Егорович Щекотихин уже много лет занимается темой Великой Отечественной войны, и сейчас он нам расскажет о военных действиях в «бунинских уголках».

   Е.Е. Щекотихин: Мое выступление будет посвящено  молодежи. Я начну с образования. Считаю, что сейчас из образования убрали все самое ценное. А если говорить о преподавательском составе, то нет мужчин-учителей. После войны мужчина в школу так  и  не  вернулся. Я занимаюсь историей уже много лет. Знаю, что орловская оккупационная действительность самая страшная. Слово «Елец» в переводе с тюркского означает «кость». Эта крупная кость и стала поперек горла врага, наступающего на восток — в задонские степи, где гулял ледяной, вымораживающий все живое ветер. Кость из пасти нельзя было выплюнуть, но и проглотить ее не было сил и возможности. Одним словом, здесь — в старинном русском городе — Вермахт задохнулся. По данным Комиссии Становлянского района по установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков во время отступления немцы сожгли 43  населенных  пункта, 2 052 дома колхозников. Было расстреляно 68 человек, в том числе пятеро детей, угнано в Германию 122 человека. Отобрана или зарезана вся живность: 892 коровы, 2 243 овцы, 261 свинья, 13 526 кур и гу сей, 529 пчелосемей. Елец, Озерки, Новоселки, Колонтаевка, Васильевское, Грунин Воргол, Скородное, Измалково и другие — места, где зарождалась  плоть  великого и непревзойденного языка лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина, подверглись уничтожению огнем и металлом. Знал ли об этом писатель, живя в это время в Грассе, на юге Франции? Нельзя простить злодейства нацистского режима, учиненные над великой нацией, имеющей выдающиеся примеры общечеловеческой культуры и представленной всему миру такими признанными просвещенным сообществом светочами великого гуманизма, разума и культуры, как Толстой, Тургенев, Бунин, Фет, Тютчев. Простить — это значит забыть. Не прощать, а напоминать постоянно, ежедневно — это долг прежде всего нас, историков. Ибо злодейство, преданное забвению, может повториться вновь.

С приветственным словом выступил глава администрации Становлянского района С.А. Никитин.

  С.А. Никитин: Мы рады видеть гостей фестиваля на Становлянской земле. Она самая гостеприимная в Липецкой области. Это не только мое мнение, но и мнение тех, кто на ней побывал. Мы рады всем. Становлянская земля богата культурным наследием. Здесь  и родина  Лермонтова, и Пришвина, и Бунина. И, конечно, родина наших просветителей Стаховичей. До сегодняшнего дня сохранились главный дом и дом актеров этой усадьбы. Нам, становлянцам, есть над чем работать и что развивать. Замечательный опыт у «Ясной Поляны». Я обращаюсь к молодежи. Все начинается с любви к малой родине. Мы не должны забывать о памяти сердца. Память сердца извлекает из прошлого все то, что нам дорого. Сохраняя прошлое, мы можем открыто смотреть в будущее.

 

  Е.А. Полтавская: Мы сегодня поднимаем вопрос об экологии личности в современную эпоху. Мы поднимаем эту проблему в стенах Елецкого университета. И сейчас к творчеству Бунина, к Ельцу нас вернет преподаватель университета, буниновед Наталья Валерьевна Борисова.

  Н.В. Борисова: Я бы хотела рассказать о Бунине с другой стороны. Наш круглый стол превратился в серьезное обсуждение проблем буниноведения, которые есть в нынешнем времени. Как отметила в своем выступлении М.В. Михайлова, Бунин на все времена. Интересный писатель во всех отношениях. Е.Н. Герасимова совершенно справедливо утверждала, что он биографически и творчески связан с Ельцом. Связь Бунина с этим городом актуализирована в таком культурологическом понятии как елецкий текст. Когда куда-нибудь приезжаешь, спрашивают: «Вы откуда?» — «Из Ельца». — «А, Бунин». Бунин благодаря своей удивительной поэзии и поэтической прозе оставил нам тот Елец, который мы уже не помним, не знаем. Но Елец восстает в «Жизни Арсеньева», в «Легком дыхании», в «Позднем часе». В «Жизни Арсеньева» наши улицы, наши храмы, монастыри, дома, гостиницы. И все это воспроизведено точно благодаря феномену памяти. Женская гимназия и мужская гимназия — это художественная печать в творчестве Бунина. Но мужская гимназия поражает сама по себе. Здесь учились и Бунин, и Пришвин. А также Сергей Булгаков, Семашко, революционер Маслов, Розанов. У Бунина есть такие шедевры, как «Легкое дыхание»,  «Поздний  час». «Легкое дыхание» — это женская гимназия. Автор описывает красоту интерьера, куда помещает свою героиню Оленьку Мещерскую. Вот если у вас будет экскурсия туда (сейчас это корпус университета), вы увидите лестницу, зеркала, то пространство, которое так умело описал Иван Алексеевич. «Поздний час» — это бунинский шедевр. Писатель вспоминает свою первую любовь — Варвару Пащенко. Он мысленно проходит через весь город к тому месту, где жила Варенька. Когда читаешь, как герой идет по ночному городу, то красота пейзажа просто захватывает дух. Елец — маленький город, провинциальный город, но он имеет колоссальное историческое наследие, которое до сих пор не поднятая целина.

 

  К теме творчества Бунина подключается Анна Васильевна Немытова, учительница из села Васильевка Измалковского района.

  А.В. Немытова: Приезжайте к нам в деревню, и я вам покажу тропинки, по которым ходил Иван Бунин. Это деревня Глотово-Васильевское. Ныне село Васильевка. Я хочу отметить выступление на круглом столе главы Становлянского района С.А. Никитина, который с такой любовью рассказывал о своем крае.

  С.А. Никитин: Перед нами губернатор поставил задачу — развивать туризм.

  А.В. Немытова: А наш долг не только изучать места, связанные с Буниным, но и пропагандировать. Мы должны учиться у Бунина любви к малой родине. Послушайте, что пишет писатель, когда ему 19 лет:

 

И понял красоту в ее печали

И счастие — в печальной красоте.

 

  Мы живем в этой скудной природе, печальной красоте. Но мы любим нашу родину. Она у нас с И.А. Буниным одна. Всем известно, что Бунин был бездомен. Но как ни странно, родным домом стал дом Софьи Николаевны Пушешниковой, его двоюродной сестры. Дом этот не сохранился. Но остались дневники, которые нам рассказывают, что дом этот был приютом вдохновения.

  Бунин приехал в наше село еще мальчиком с родителями. А потом стал приезжать, потому что появилась юношеская любовь. Писал об этом в своих дневниках. Любовь, красота местной природы — все это зарождало в сознании писателя художественно-поэтические образы, питая ум и сердце будущего классика русской литературы. Здесь в Васильевском на протяжении десятилетий создавал свои произведения. Среди них: «Суходол», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Здесь родился замысел его «Деревни». Бунин не раз отмечал, как много для него значит усадьба в Васильевском. Приглашаю 1 октября в фестивальный день к нам в Васильевку.

  С.А. Никитин: Как относится районная администрация к этой памяти? В проекте есть развитие населенного пункта?

А.В. Немытова: Конечно, планы есть.

 

  Е.А.  Полтавская:  1  октября, в последний день фестиваля, будет посадка яблоневого сада на месте усадьбы Пушешниковых. Это деревня Васильевка Измалковского района. А теперь слово молодому генеральному директору компаний, занимающейся IT-технологиями Вере Валерьевне Адаманюк.

  В.В. Адаманюк: Сегодня мы затрагиваем тему экологии личности в информационную эпоху. Здесь много говорилось о творчестве Бунина и о том, что же было источником его вдохновения. Во время выступлений меня не покидал вопрос, а что же было духовным ориентиром для писателя. Все мы знаем, что становление И.А. Бунина происходило на рубеже эпох. А начало XX века — это эпоха социальных катаклизмов. Что давало ему силу, что было тем маяком, который своими проблесками мог указать путь и дать веру в жизнь и в свое дело. Родители? Мать, которая души не чаяла в своем сыне? Родина, которую он потом вспоминал всю жизнь в сво ем творчестве? Или, может быть, то, о чем так проникновенно рассказал нам иерей Илья Пешков, приводя слова апостола Павла о том, что сам человек — это дом, вместилище Святого Духа, храм Божий. Значит, каждый человек несет в себе храм, Божий свет, и вот этот Божий свет и ориентирует человека в этом мире. Но как же открыть этот свет в себе самом?

  Я представляю компанию IT-технологий. Мне как генеральному директору IT-компании приходится решать вопросы, связанные с управлением кадрами, организацией и мотивацией их работы. А работающие в IT-индустрии тотально погружены в процессы бизнеса, основой которого являются продукты программного обеспечения. Мы здесь, на круглом столе, уже слышали, что наша молодежь с большим удовольствием сидит в интернет-пространстве, нежели читает книги русских классиков. Действительно, с приходом компьютера и интернета наша жизнь за последние 20 лет перевернулась. Мы получаем любую информацию в неограниченном количестве за секунды. Однако возможности компьютерных технологий должны облегчать нашу жизнь, но ни в коем случае не подменять ее. Человек — это сложноорганизованный индивид, и для реализации своего природного потенциала ему многое надо. Но где найти баланс между требованиями научно-технического прогресса и человеческой природой? И вот тут, на мой взгляд, могут прийти на помощь те самые духовные ориентиры, о которых говорилось выше. Это тот свет, который живет в каждой человеческой душе, только, может быть, еще не открытый самим человеком.

  Антонио Менегетти, итальянский психолог, философ, продолжающий гуманистическую ветвь психологии, считал, что Земля нас щедро одарила местами, где мысли успокаиваются, легче проявляются творческие способности, интуиция, где человек способен заново ощутить свой первоисточник. Антонио Менегетти называет такие места — Genius loci. Genius loci — гений места, ум места, бог места.  И  можно предположить, что малая родина И.А. Бунина — это как раз гений места.

  Офис компании C-booking — Российской системы бронирования отелей — находится в таком благодатном месте, где трудились и трудятся лучшие умы нашего отечества. Это город Дубна. С 1930-х годов в этом месте сформирован стратегический проект по исследованиям ядерной физики. И именно отсюда росло лидерство нашей страны в области данных исследований — ради мира, ради мировой стабильности. И неслучайно именно это место стало таким важнейшим объектом. Дубна — это маленькая Венеция, где четыре реки и Иваньковское водохранилище, дающее начало каналу Волга — Москва. Дубна окружена могущественным, величественным лесом, от вида которого дух захватывает. И все это создает настроение нашей компании, напитывает благодатью души ее сотрудников, дает стимул для работы.

  Также важно сказать о еще одном удивительном и мощнейшем ресурсе, который есть у нашей компании: это возможность участвовать в Международном эко-просветительском литературном фестивале «Бунинские Озерки» и как организаторам, и как участникам. Это одна из базовых ценностей, которую мы чтим, пестуем и стремимся поддерживать. Фестиваль дает возможность прикоснуться к поэзии, живописи и к тем великим местам, где творили наши литературные классики.

 

  Е.А. Полтавская: Сегодня на круглом столе мы подняли важную тему. С одной стороны, стремительно движется информационная эпоха, с другой — духовные ценности вечны. За одну встречу, конечно, не выработать решения. Но то, что мы собрались и обозначили проблему — уже часть ее решения. Давайте будем активными, будем культурными, будем ценить свои традиции и воспитывать в себе и в молодых чувство гордости за нашу богатую культуру, будем открыты к миру, не бездумно копируя яркие картинки, а творчески перерабатывая лучшие образцы!