Rasa Balte-Balciuniene

  Фестиваль «Бунинские Озерки» — это молодежный проект, где наряду с просветительскими задачами (конкурсы, познавательные секции, мастер-классы, творческие встречи, концерты и т .д.) решаются задачи экологического характера: экология природы и экология души. Через бережное отношение к при- роде, к душе молодого человека осуществляется становление гуманистических ценностей, закладываются духовно-нравственные ориентиры личности. Поэтому нам показалась особенно интересной тема, поднятая гостьей из Литвы Расой Balte-Balciuniene на круглом столе «Бунинские Озерки»—2017.

От редакции

 


Основатель «Института исследований образов», предприниматель (Литва).

 

ПРОБЛЕМА КРЕАТИВНОСТИ:

КАКИЕ ОБРАЗЫ ВЫБИРАЕТ МОЛОДЕЖЬ?



1. Статистика и факты.


  Существует официальная статистика, которая не может не волновать. По данным Института гигиены Литвы (2015—2016) за последние пять лет в стране на 2% сократилось число молодых людей. Еще в Литве помолодели болезни, а самой частой причиной смерти среди молодежи остается добровольный уход из жизни. 67,8% молодых людей в 2015 году умирали по внешним причинам. Основная внешняя причина смерти молодежи — самоубийства. Психологи бьют тревогу: в сознании молодежи нет негативного отношения к суициду! «Суициды заразны, — говорят они, — рассказывать лишний раз о них с экрана телевизора или со страниц журнала — только разносить этот вирус». Но сегодня СМИ уже не играют в этом главной роли, информация разносится по социальным сетям самими подростками. Яркие сердечки, свечи, трогательные прощальные записки… Все это разлетается по социальным сетям, а трагедия из обычного школьника делает героя. Ненадолго, конечно... Самый главный вопрос, который мы задаем, почему? Попробуем найти ответ. Откуда берется вирус суицида, как он заражает молодое поколение? Начнем с коммуникации.

 

2. Проблема коммуникации


  Проблеме коммуникации человека в современном мире уделяется очень большое внимание. Что же такое коммуникация? Существует более 250 определений коммуникации в разных науках, но одно представляется нам действительно актуальным, несмотря на то, что его дал Ч. Кули — один из известных американских психологов  начала  20  века.  Он  писал  о том, что коммуникация — это механизм, с помощью которого существует и развивается человек. Этот механизм включает в себя все мыслительные образы, средства их передачи в пространстве и сохранения во  времени. В коммуникацию входят мимика, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, а также самые последние достижения по завоеванию пространства и времени.

  Коммуникация — это прежде всего деятельность с определенной целью. В деятельности участвуют несколько субъектов, которые обмениваются сообщениями. Не всегда субъекты коммуникации осознают свои цели,  но  всегда используют  определенные каналы связи. И еще  важный момент: участники коммуникации существуют в некотором контексте, который также оказывает определенный эффект на отправителя и получателя сообщения. Получается, что вирус суицида передается по каналам СМИ или Интернету и действует, хотим мы этого или нет. Информация формирует и контекст, и участников коммуникации.


3. Проблема информации


  Человек существует в информационном пространстве, нас окружает и пропитывает огромное количество информации. Информация становится главным условием благополучия каждого из нас, обмен ею не  имеет ни пространственных, ни временных границ. Вся эта информация воспринимается, но осознается далеко не всегда.

  Как человек получает информацию? У нас есть пять органов чувств, нет другого способа познания мира, если сначала мы не познали его посредством этих «радаров». Мы можем бесконечно расширять способности наших органов чувств с помощью разных приборов, но то, что находится за их пределами, мы не можем познать. Ведущим каналом восприятия информации является визуальный. По разным данным от 60 до 90% информации человек воспринимает через зрение. Информационный обмен — глобальное явление нашей жизни, выходящее за пределы простого человеческого общения. Когда человек получает информацию, он ее прежде всего интерпретирует. Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития. В результате у человека формируется образ. Образ — это не только результат влияния внешней информации, но еще и опыт того, кто видит и интерпретирует. Можем ли мы влиять на формирование образа? Да, можем.


 4. Что такое образ


  Что такое образ? Понятие образ постоянно присутствует у нас на языке: «поступить таким образом», «мир преобразился», высшее образование, вообразить себе что-то, безобразничать, вжиться в образ, образ жизни, образ мыслей, образное мышление. Мы живем вместе с образами. Мы ежедневно «бомбардируемся» образами, которые нас окружают. Понятие образа неразрывно связано с действием, видимым изменением чего-либо. Более того, образ лежит в основе этого действия, часто оставаясь невидимым. Образ может выстраивать реальность, например, человек смотрит в зеркало: он начинает реагировать, поправлять одежду или прическу. Фактически за зеркалом ничего нет, но форма, которую видит человек в зеркале, изменяет его поведение. Человек начинает действовать в соответствии с информацией, передаваемой ему зеркалом.


 5. Могут ли образы быть негативными


  Всегда  ли  эти  образы являются позитивными с точки зрения воспринимающего  субъекта?  Нет,  конечно Приведем в качестве примера исследование, проведенное Гинтарасом Шяпутисом.   Гинтарас рассказывает: «Началось с того, что 5 лет подряд меня приглашали летом в качестве председателя приемной комиссии на отбор будущих студентов. И все эти пять лет, после всех этих экзаменов,   в течение недели я проходил как бы детоксикацию. Это меня беспокоило, потому  что я просматривал  100 — 300 творений и потом как-то очень плохо на душе становилось. Я спрашивал у знакомых психологов — может, вы хотите как-нибудь исследовать меня, эту ситуацию? Все говорили: да, это интересно, но никто не взял ответственность за это исследование на себя. И все это закончилось тем, что меня самого попросили выполнить эту работу».

  На вступительных экзаменах 2014 года абитуриентам была задана тема для работ: «Тишина». 80 абитуриентов должны были создать сценарий на тему «тишина». Выбор именно этой темы был обусловлен тем, что она показалась нейтральной и достаточно абстрактной. Такую тему можно интерпретировать только собственными суждениями, жизненным опытом и эмоциональным состоянием. Гинтарас просмотрел 80 работ студентов 1996 года рождения, то есть на момент исследования им было по 18 лет. Эти юноши и девушки поступали на специальность, имеющую прямое отношение к работе с художественным образом: фотография и СМИ. Результаты анализа работ оказались действительно страшными.

  Итак, тишина вызывала больше негативных ассоциаций, чем позитивных. К негативным можно отнести следующие: смерть, иллюзия, безумная скорбь, страдание, скучная рутина, абсурдная непонятная вещь, тревожное беспокойство, насилие, непонимание, бегство. Позитивных ассоциаций оказалось значительно меньше: медитация, покой, возможность услышать себя, интуиция. Более 50% будущих авторов художественных образов ответили, что нейтральный, по сути, образ «тишина» вызывает у них негативные ассоциации. 16% из них изображают в сценариях смерть, 9% издевательства и насилие, 4% — суицид. Как говорят сами абитуриенты: «Тишина бывает только после смерти».


6. Почему дети теряют креативность


  Откуда же берутся эти страшные образы, как они попадают в сознание детей? Говоря о современном искусстве, многие авторы разделяют точку зрения, что негатив в современном искусстве — это не что иное, как креативность автора. Может быть, так действительно проявилось в детях творческое начало? О творчестве говорить сейчас модно. Гинтарас Шяпутис задался этим вопросом. Вот что он обнаружил. В работах абитуриентов практически отсутствует креативность. Все образы исходят из той действительности, которая окружает подростков. Они не создают ничего нового. Большинство образов взяты из телепередач, остальные основаны на   привычных   штампах,  встречающихся  постоянно,  некоторые перерабатывают чужие идеи. Куда же уходит креативность, ведь всем известно, что дети по природе креативны?

  Согласно данным, которые приводит Гинтарас Шяпутис,  98%  детей в возрасте  до  5  лет  креативны,  в возрасте 10 лет креативны только 30%, в возрасте 15 лет — уже 12%, а во взрослом возрасте уже только 2%. Это исследование было проведено NASA, в нем участвовало 1 600 подростков, которые проходили тестирование в 5 лет, затем в 15. Во взрослом возрасте исследовалось 30 000 человек. Только ли креативность уходит с возрастом и почему она так важна?

  Российские психологи установили связь между креативностью детей в младшем возрасте и высоким интеллектом детей в юношеском возрасте. Оказалось, что уровень  интеллекта в старшем возрасте зависит от уровня творчества в младшем. Но не наоборот — творчество в старшем возрасте не зависит от интеллекта в младшем. Значит, даже для того, чтобы научиться хорошо решать стандартные задачи, вначале нужны творческие усилия человека. Без этих творческих усилий не будет и интеллекта. Оказывается, очень важно развивать творческие способности детей. К сожалению, и среди художников, и людей, работающих с художественными образами, также мало по-настоящему креативных людей.


 7. Откуда берется креативность — Интернет


  Откуда берется творческое начало современного человека? Великие творцы эпохи Возрождения, например, искали вдохновение в образах природы, человека, золотом сечении. Какие образы вдохновляют современную молодежь? Образы из телевидения и социальных сетей.

  Все социальные сети заполнены образами, которые постят и репостят пользователи. Есть образы, которые кем-то создаются и описываются. Современные исследования социальных сетей предлагают техники создания образов «успешного человека», «хорошего друга», «романтической личности». Социальные сети предлагают не только общаться, но и зарабатывать и даже худеть. Каждый выбирает свое. Мы все пользователи социальных сетей. Что же связывает нас — таких разных по возрасту, статусу, месту жительства людей? Картина мира строится на общих для всех ассоциациях и образах, которые существуют в социальных сетях. По мнению российских исследователей, есть «образы-вирусы», которые обладают специфическими чертами. Р. Докинз называет их мемами. Эти образы путешествуют по социальным сетям, СМИ, заражая тех пользователей, которые не могут критически отслеживать контент.

  Современный Инстаграм, например, позиционируется как «технологическое окно в душу». Образы давно стали иконами, за фотографией стоит определенная информация, целая история, рассказ. И вероятно, что это влияет на многие поколения. Но молодые люди являются активными пользователями социальных сетей. DNS-данные за 2015 год говорят, что почти 90% аудитории от 15 до 19 лет — это потребители Интернета. Какие мемы выбирает молодежь? Какие образы активно путешествуют по социальным сетям?

  Например, это одна из самых популярных героинь социальных сетей Литвы. Похожие девушки являются идеальными героинями Фейсбука, ВКонтакте и Инстаграма в России.


8. Откуда берется креативность — телевидение


  Но помимо Интернета существует еще один мощный транслятор образов — это телевидение. Телевидение и фильмы питают фантазию людей по всему миру. Гинтарас Шяпутис рассказал нам об исследовании Р. Юсиене  и  Ю.  Томиниене.  Они опросили более тысячи детей в возрасте от 11 до 14 лет. Выяснялось, сколько времени дети смотрят телевидение каждый день: они смотрят телевизор  по  три и восемь десятых часа. Дети говорили, что они тайно от родителей смотрят телевизор и не всегда родители знают, какие именно программы выбирают дети. В исследовании Р. Юсиене, проведенном в 2006 году, было установлено, что дети чаще всего смотрят комедии (34%), затем идут фильмы ужасов (19%), затем анимация  (17%) и фильмы действия, экшн (14%). Гинтарас утверждает: «Комедии смотрят, потому что легче всего смеяться над другими, ужасы, потому что во всех нас есть темная сторона, анимации, потому что в выдуманном мире происходит то, что невозможно в реальности, экшн, потому что, если ты что-то хочешь сделать и чего-то добиться, ты должен переступить границы, сделать невозможное».

  Приведем в качестве примера еще  одно  исследование 2005 года в Литве. Был сделан рейтинг фильмов и программ на основании ответов детей в возрасте до 14 лет. В таблице представлены все названные фильмы.

Кроме того, среди всех опрошенных были очень популярны такие передачи, как юмористическая «Золотая луковица», баскетбольные матчи литовской сборной. К этому можно добавить еще Евровидение.


9. Примеры из работ абитуриентов


  Это очень похоже на то, что абитуриенты показали в своих сценариях. Возможно, именно эти фильмы лежат в основе «творчества» наших детей? Возможно, это приводит к возникновению в психике ребенка темы смерти?

Самый известный и самый популярный фильм — «Один дома». Несколько из трюков, которые показаны в этом фильме, смертельно опасны для человека, фильм полон насилия. Гинтарас  Шяпутис  утверждает,  что в фильме содержится месседж, что тишина ужасает, и это повторяется каждое Рождество. Связь более чем очевидна, с его точки зрения. Дети боятся тишины, и этому способствует регулярный повтор этого фильма.

Гинтарас Шяпутис на примерах работ абитуриентов показал, как идеи из фильмов переходят в сценарии абитуриентов. Например, Евровидение — одна из самых популярных передач среди всей  аудитории,  в  том  числе  и молодежной. И появился персонаж, похожий на литовского шоумена Арнаса Лукошюса.

  Целая серия работ абитуриентов изображает девушек с крыльями. Откуда это пришло? Была очень популярная в Литве передача, где танцоры и ведущие выступали с крыльями. Целая фотосессия была посвящена популярной передаче «Золотая луковица».

  Пожалуй, самое сильное впечатление на Гинтараса произвел сценарий, похожий на фильм «Трудный ребенок 3». Фильм очень популярен среди детей, как и его герой. Также популярен социальный клип 2014 года и автоматически сценарий, который идентичен решению проблемы тишины.

И еще: 6% абитуриентов связывают тишину с некой «мистической коробочкой тишины». Этот образ повторяется в целом ряде работ. Мужу надоедает вечно недовольная жена, которая постоянно на него кричит, и он выкапывает коробочку тишины и так далее.

  Приведем еще несколько примеров влияния фильмов на сценарии подростков.

 

Очевидно,

даже без пояснений!

  Неудивительно, что количество суицидов растет с каждым годом не только в Литве, но и в России, ведь эти герои интернациональны.

  Еще один пример: в Литве популярен социальный клип 2014 года. Появляется сценарий, похожий на подход к проблеме тишины.

  В этом сценарии есть и цитаты из событий 13 января.

  Что же происходит с нашей молодежью? Это те люди, которые будут создавать визуальную культуру будущего. Г. Шяпутис обратил внимание на то, что чем лучше человек рисует, тем больше у него штампов, взятых из Интернета и телевидения, чем креативнее рисунки, тем хуже техника. «Это создатели образов нашего будущего, к сожалению», — говорит Гинтарас.


10. Что делать?


  Возникает закономерный вопрос: что же делать? Бедствие  стало слишком масштабным. Может быть, нужно работать с семьей, которая воспитывает детей? Но, конечно, в каждую семью насильно не отправишь психолога. Может быть, нужно работать с педагогами, которые учат детей в школе? Но трудно заставить наивных педагогов поверить в то, что это происходит здесь, рядом. «Это не у нас, у нас все хорошо, это не имеет  к нам отношения!» — вот их точка зрения. Откуда берется такой наивный идеализм?

  Мы думаем, что необходимо начинать работу с системой образования. Нужна серьезная профилактическая работа по воспитанию человека. Самая большая загадка в жизни — это человек. Человеку внутренне присуще стремление к совершенству, хотим мы этого или нет. Как вернуть нашим детям  стремление к совершенству? С детьми нужно говорить на экзистенциальные темы — о жизни, смерти, одиночестве, смысле. Эти вопросы не «растворяются» сами собой. Нужна программа, которая  будет  работать  в образовательных учреждениях.

  Какой может быть эта программа?

  «Красота спасет мир», — произнес герой романа Ф.М. Достоевского. Сказал, загадал загадку, ответ на которую пытаются найти все последующие поколения. Что он понимал под словом «красота»? От кого она должна спасти мир? «Осознание Красоты спасет мир», — уточнил Н.К. Рерих, одним-единственным словом распахнув перед нами все сложности и радостные  открытия  невыразимо  долгого и мучительного пути эволюции сознания. «Желая быть аутентичными, точными, креативными, — продолжил  А. Менегетти, — важно различать красоту и безобразность, чтобы не впускать во внутрь себя то, что противоречит высшему порядку жизни. Красота — это целостность, это порядок гармонии. Красота — это отсутствие ошибки».

  Самый доступный и действенный диалог должен касаться искусства. С молодежью нужно говорить  об искусстве. Психологи утверждают, что повседневное воздействие искусства накапливается в человеческой психике (в  том  числе  неосознанно), оно создает эмоциональный тон и может привести к качественным изменениям общего настроения, мироощущения, ценностей, даже поведения людей. Необходимо учить детей видеть и понимать красоту. Легче всего сделать это через искусство, потому что оно может учить, не обучая. Не секрет, что подростки не любят нравоучения, они хотят во всем разобраться самостоятельно. Их волнуют темы любви, дружбы, показать эти темы в искусстве через красоту — наша задача. Нужны разбирающиеся в этой тематике педагоги. Обучению таких педагогов стоит уделять силы и время, привлекая для этого профессиональных психологов и искусствоведов. Необходимо объединять творческую молодежь и давать ей возможность творить. Хочется, чтобы креативность молодежи шла не от Интернета и телевидения, а от природы, как это было у гениев эпохи Возрождения.Возможно, что организация занятий в красивых местах города, пленэров на природе поможет понять, что такое «genius loci» и как это может стимулировать интуицию и  творчество. У эстетики как чувственного восприятия красоты нет опыта, каждый раз все воспринимается и получается по-новому, поэтому красота — это внутренний критерий создания образа. Все зависит от человека. Искусство создания образа в высоком понимании предполагает внутренний порядок, здоровье, основанные на психической деятельности человека.