Пинчук Мария Александровна

Спасибо писателю

      Золотая роза... Роза золотая... Как необычно звучит. Что это? Откуда это ? Ах, да. Перебирая полку с книгами, я случайно наткнулась на потрепанный томик рассказов К.Г.Паустовского. Почему я раньше его не прочитала? Сказала об этом маме. Та только улыбнулась. «А ты возьми и прочитай!» - посоветовала она. Как будто это так легко!  Я хотела немного поспорить с мамой, а потом согласилась. Всё-таки мама!  Но  прежде чем прочесть, познакомилась с историей создания повести и узнала, что «Золотая роза» была написана в 1955 году, когда Паустовский  жил на Рижском взморье. Автор получил заслуженное  писательское признание и решил создать повесть о  нелёгком писательском труде. В неё вошли эпизоды из жизни 63-летнего писателя, в том числе и события последних месяцев, Такие, например, как встреча со  стариком  в буфете на Рижском взморье . Это было положено  в главу  «Старик в станционном буфете». Вроде бы просто и буднично, но как всё-таки необычно! Я увлеклась чтением. Уже из вступления поняла основную тему повести. Сам автор говорит, что пишет «о прекрасной сущности писательского труда», «книгу о том, как пишутся книги». Паустовский хочет понять «как из этих драгоценных пылинок рождается живой поток литературы». Он, я подумала, хочет донести до читателя мысль о том «чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце». Как здорово! Как необычно и волшебно! Читаю дальше. Философские мысли просто торжествуют! Автор точно и много рассуждает о писательском труде. И  я считаю, что мысль автора о труде актуальна не только для писателя, но и для  всех творческих людей в целом: для  художников, для поэтов, для  музыкантов. Почему ? Думаю, что  такие люди чувствуют  мир глубже остальных и не могут не поднимать темы, которые их поистине волнуют. В этом, по-моему,  и состоит их предназначение! А как же иначе!

     Читаю дальше. Наслаждаюсь! Понимаю. Постепенно осознаю, что Константин Георгиевич вовсе  не случайно  разделил повесть на несколько маленьких глав, где каждая имеет свою «маленькую» тему. «Надпись  на валуне» глава о долге писателя, «Драгоценная пыль»  – о жизненности  писательского материала, «Молния» о писательском замысле, «Бунт героя» о внутренней логике произведения, диктующей сюжет и характеры, «Алмазный язык» о языке и стиле писателя, «Случай в магазине Альшванга» о важности знаков препинания в  тексте, «Как будто пустяки» о стиле писательской работы, «Старик в станционном буфете» о важности деталей и  подробностей во время работы над материалом, «Животворящее начало»о воображении и этапах писания. «Боже мой! Как же это здорово! Как просто и в то же время так непросто!» так подумала я, когда дочитала повесть до конца. Оказывается, чтобы творить, мастеру,писателю, одного вдохновения  мало. Для творчества, нет , точнее , в основе творчества лежит огромнейший ежедневный труд простого ремесленника! И это ведь  в самом деле так! Да, трудно быть писателем!

      Не случайноидимо, в канву  повести  искусно вплетена метафора о золотой розе. А каждая история в книге  - это золотая крупинка, извлечённая из огромной кучи жизненного  мусора. И  из таких вот  крупинок впоследствии  автор создаст нечто прекрасное, подобное тому,  как Шамет выковал розу из золотой пыли, найденной среди прочего мусора ювелирных мастерских. «Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» – повесть, роман или поэму». Как же здорово сказано! Точнее и не скажешь! А где же  моя "золотая роза"? Как понять, что смогу и я  создать в жизни  тоже что-то подобное? И пусть я не писатель  и даже далека от писательского  труда, но каким-то трудом я тоже скоро стану заниматься? Каким? Не знаю, но тут задумалась. Мне бы тоже хотелось создать своюолотую розу" , то есть большим трудом достичь таких высот мастерства, чтобы мною гордились родители, родственники, друзья. Вот было бы здорово!

   Много и о многом  передумала я, пока читала Паустовского. Это были разные мысли, но главное в том, что они были! Хорошие и добрые, заставляющие задуматься и поднимающие на огромную высоту, красивые, тонкие, философские, краткие, как афоризмы. Мыслей было много. Спасибо писателю!

     И вот … повесть прочитана. Книга закрыта.  Поставлена    на полку. Мама улыбается. Оказывается, она получила эту  книгу в подарок от своей мамы, моей бабушки на один из дней рождения в детствени жили тогда в Прибалтике, а потом переехали в Белоруссию. Мама сказала, что в её время дети много читали  Паустовского, Пришвина, очень любили этих авторов. Почему? Наверное ,потому, что у  них, в частности , у Константина Георгиевича Паустовского  отличительной чертой всех произведений была удивительная манера письма : трогательная, немного даже исповедальная. Вот и повесть «Золотая роза»  получилась такой необычной мне она  очень понравилась.И я буду, скорее всего,  рекомендовать её к  прочтению своим подружкам. А всем тем, кто далёк от литературы и в принципе даже очень мало читает, я могу посоветовать прочесть одну лишь главу- «Зарубки на сердце», так как именно в ней писатель рассказывает о процессе создания произведений. Именно в этой главе Паустовский раскрывает свои секреты, единственный и главный  из которых заключается в том, что никакого секрета-то у писателя и нет. Все сюжеты его произведений  – это всего лишь жизненный опыт и отношение писателя к той или иной ситуации. Вот как  Константин Григорьевич  проникновенно об этом пишет: «Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки». И это, по-моему, так и есть... 

   Константин Георгиевич Паустовский , видимо, не случайно утверждал : « Родник родит реку, а река льётся через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, – родник, родина, народ». Я не писатель, но хочу отметить, что таким вот  « родником», питающим мой читательский опыт, такой вот «зарубкой» на память  по счастливой случайности  стала для меня теперь уже раз и навсегда замечательная книга «Золотая роза» К.Г.ПаустовскогоСпасибо писателю!