Петрухина Алина Валерьевна
Липецкая область, Добринский район, ст. Хворостянка;
ученица МБОУ СШ ст. Хворостянка Добринского муниципального района Липецкой области
«Мой Бунин»
Для меня Бунин открылся в старом томике стихов, который подарила старушка-соседка. Пожелтевшие страницы, заученные наизусть в начальной школе стихи, любимые образы… Всё такое родное, близкое и знакомое.
Открываю эту книгу сейчас. Портрет Бунина: серьёзное лицо, глубокий взгляд, элегантная одежда. Вижу ум и русский аристократизм. Становится сразу ясно, что поэт серьёзный, принадлежащий к реалистическому направлению в литературе. Что ещё мне известно о Бунине?
Иван Алексеевич Бунин… Его имя золотыми буквами вписано в историю русской литературы. Почему? Потому что он признан последним из творцов «золотого века» и не только пережил «серебряный век», но и являлся почти современником живущих в конце XX столетия. Никто так, как Бунин, не сохранил в своём творчестве «ясную чистоту стиля», благородный аристократизм душевных движений, неприятие пошлости и эстетических излишеств в искусстве. Думаю, за это он и был удостоен Нобелевской премии, которую получил в 1933 году, будучи в эмиграции. Он первый принёс премию по литературе России. И мы, русские люди, гордимся этим!
Корни И. А. Бунина уходят в старинный дворянский род, к которому принадлежали известные в России личности : поэтесса А. П. Бунина, великий поэт, переводчик, учитель А. С. Пушкина, В. А. Жуковский, прославленный географ, исследователь, путешественник, мемуарист П. П. Семёнов- Тян- Шанский. Всех их связывали фамильные черты: одержимость мечтой, идея, страсть к открытиям. Ивана Бунина я вижу тонким лириком, переводчиком, упорно изучающим самостоятельно курс гимназических наук, занимающимся самообразованием, путешественником. В этом, наверное, и скрывается секрет таланта Ивана Алексеевича. Таким, думаю, является Бунин для всех моих современников.
Но у меня есть свой Бунин. Он мне дорог и близок тем, что родился на Липецкой земле, где родилась я, где прошло моё детство. Я дышу тем же воздухом, напоённым медвяным запахом луговых трав, слушаю задушевные трели соловьёв ранним утром и поздним вечером, любуюсь колосящимися хлебами, наслаждаюсь ароматом цветущей черёмухи и антоновских яблок! А ведь это всё видел в детстве и юности Иван Бунин, живя в Бутырках, Озёрках, Ельце. Именно в поместье осенила его муза и появились первые стихи:
Веет утро прохладой степною…
Тишина, тишина на полях!
Заросла повиликой-травою
Полевая дорога в хлебах.
В мураве колеи утопают.
А за ними, с обеих сторон,
В сизых ржах васильки зацветают,
Бирюзовый виднеется лён…
Вместе с Иваном Алексеевичем я совершаю прогулку по родному просёлку летним утром. Душа моя ликует от картин окружающей природы: зарослей повилики, золотистой ржи, пестреющей васильками, бирюзового льна, серовато-жёлтых стеблей поспевающего ячменя, в котором блестят бриллианты росы. Просёлочная дорога длинная , и разные участки её отличаются. Поэт воспринимает дорогу очень объёмно, видит её разной : слышит тишину, чувствует, как веет утро прохладой , как ветерок душистый наполняет грудь запахом цветов. И путь от увиденного кажется весёлым. Да, «хороши вы, степные дороги»! Поэт в стихотворении объединяет человека с природой, выступает не только как художник слова, но и как художник – пейзажист, мастерски владеющий кистью. Какая у него палитра красок: зелёная, голубая, жёлтая, бирюзовая, прозрачная, серебристая! Стихи Бунина поэтому легко иллюстрировались художниками.
Разве можно не влюбиться за это в поэта-земляка?! И я влюбилась! А он, Бунин, сумел ещё вселить в меня свою пламенную любовь к России. И, думаю, вселил эту любовь не только в меня, но и в других поклонников своего таланта.
Любовь к России у поэта проходит сквозной нитью через всё творчество. Особенно ощутима она в эмиграции. За годы одиночества, воспоминаний и окружающего забвения Бунин в творчестве сосредоточился на нескольких важных проблемах: любви, смерти, памяти о России. И русский язык, который поддерживал « в дни тяжких сомнений о судьбах родины» Тургенева, остался при нём и продолжал быть лучшим проявлением таланта.
Возвращение к России было медленным. Сначала написаны были речи, выступления, полурассказы-полустатьи, которыми отзывался Бунин на события, занёсшие его к иным берегам. Но боль и страдания прошли. И стал вселяться всё чаще и чаще образ России в рассказы. Появились рассказы-зарисовки «Русак», «Подснежник», «В саду», «Далёкое». В этот момент, я думаю, и зародился в душе поэта замысел – написать автобиографический роман из жизни русского поместного дворянства, полотно, запечатлевшее старую Россию.
Так появился роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1937гг). Это лирический дневник. Первые детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учёба в гимназии, картины русской природы и быт нищающего дворянства служат канвой для философских размышлений.
Старинная русская усадьба, полевое раздолье, старый русский уездный городок ( где гимназист Алексей Арсеньев живёт «на хлебах» у мещанина Ростовцева), дни великопостной учёбы, постоялые дворы, трактиры, цирк, городской сад, напоённый тонким запахом цветов, которые назывались просто «табак», Крым, Харьков, Орёл, Полтава, Москва-первопрестольная – из множества миниатюр складывается огромная мозаичная картина России. Любовь к родной стране, преклонение перед ней звучат и в словах отца героя Александра Сергеевича (которому совсем не случайно Бунин дал имя и отчество Пушкина), и в переживаниях сурового Ростовцева, который, слушая стихи Никитина «Под большим шатром голубых небес…», « только сжимал челюсти и бледнел».
А какие пейзажи возникают на страницах «Жизни Арсеньева», как чувствует и откликается писатель на малейшие движения в жизни природы! По Бунину, эта черта национальная. Описания природы в романе такие, что просятся в нашу душу, пленяют звучностью и благородством языка : «Там, за опушкой, за стволами, из-под лиственного навеса, сухо блестел и желтел полевой простор, откуда тянуло теплом, светом, счастьем последних летних дней. Вправо от меня всплывало из-за деревьев, неправильно и чудесно круглилось в синеве, медленно текло и менялось неизвестно откуда взявшееся большое белое облако».
А вот ещё: «Мягко тянуло с поля сушью, зноем, светлый лес трепетал, струился, слышался его дремотный, как будто куда-то бегущий шум.
Этот шум иногда возрастал, усиливался, и тогда сетчатая тень пестрела, двигалась, солнечные пятна вспыхивали, сверкали и на земле и в деревьях, ветви которых гнулись и светло раскрывались, показывая небо...» Все эти пейзажи - моя липецкая земля!
Глаза гимназиста Алёши передают зимнюю красоту усадьбы Батурино: «Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вершине, между двумя спокойно и высоко дымящимися трубами... На пригретых солнцем фронтонах крылец сидят, приятно жмутся монашенки-галки, обычно болтливые, но теперь очень тихие; приветливо, щурясь от слепящего, веселого света, от ледяной самоцветной игры на снегах, глядят старинные окна с мелкими квадратами рам...»
Бунинский герой растворяется в природе: «Удивителен весенний рассвет дерева. А как он удивителен, если весна дружная, счастливая! Тогда то незримое, что неустанно идёт в нём, проявляется, делается зримым особенно чудесно. Взглянув на дерево однажды утром, поражаешься обилию почек, покрывших его за ночь. А ещё через некий срок внезапно лопаются почки – и чёрный узор сучьев сразу осыпают несметные ярко-зелёные мушки. А там надвигается первая туча, гремит первый гром, свергается первый тёплый ливень – и опять, ещё раз свершается диво: дерево стало уже так темно, так пышно…. Нечто подобное произошло и со мной в то время»..
А что же произошло в жизни Алексея Арсеньева? Кончилось отрочество, и началась юность Алексея, с первым цветением любви, первым посещением его музой. Это передано с помощью развёрнутой параллели. Как дерево оживает весной, так и душа человека расцветает в юности.
В юности Бунин познал первую любовь. Стрелы амура зацепили его сердце уже в 15 лет. Мальчик воспылал страстью к Эмилии Фехнер - невысокой блондиночке, которая служила гувернанткой в семье Отто Туббе, винокура помещика Бахтиярова, с которым была знакома семья Буниных.
Любви, конечно, не вышло, но образ Эмилии ожил в героине «Жизни Арсеньева» - Анхен... Поэт и Эмилия случайно встретились через 52 года на вечере в Ревеле. Бунин долго и взволнованно беседовал с полной и низенькой дамой, в которой ничто не напоминало ту Эмилию. Чувство первой влюблённости осталось в душе Бунина навсегда.
Первой настоящей любовью Бунина была Варвара Пащенко, дочь елецкого врача. 19-летний Бунин работал помощником редактора в газете «Орловский вестник», где не только писал статьи, но и печатал свои первые рассказы и стихи. А Варвара была корректором.
«Вышла к чаю утром девица высокая, с очень красивыми чертами лица, в пенсне, в цветисто расшитом русском костюме», - описывал он первое впечатление о ней старшему брату Юлию. Строгая красавица была на год старше Ивана. Она закончила с золотой медалью полный курс Елецкой гимназии, из которой Бунина выгнали.
В 1891 году они поженились. Жить, правда, пришлось невенчанными, поскольку родители Пащенко были против ее брака с нищим Буниным, отец которого, Алексей Николаевич, хоть и был помещиком, но разорился из-за пристрастия к вину и картам.
Молодые кочевали из города в город, в том числе побыли в Полтаве, где служили в губернской управе. Жили скудно, к тому же Иван увлекся толстовством, тогда как Варю раздражали идеи всепрощения и бескорыстия. В ноябре 1894-го года она сбежала от супруга к его приятелю Арсену Бибикову, оставив записку: «Ваня, прощай. Не поминай лихом».
Позже открылось, что, продолжая сожительствовать с Иваном Алексеевичем, неверная женщина тайно встречалась с богатым помещиком Арсением Бибиковым, за которого и вышла впоследствии замуж. Бунин так и не узнал, что отец Варвары дал разрешение на их законный брак — она оставила это в секрете. Любовь и обман, разочарование и муки. Бунин тяжело отходил от удара. Думал, что жизнь кончена. Спасло сочинительство, в которое ушел с головой. И... новая любовь, настигшая в Жемчужине у моря.
В июне 1898 года Бунин уехал в Одессу.
Перипетии этой бунинской страсти составили сюжет пятой книги «Жизнь Арсеньева», которая часто издавалась отдельно под названием «Лика». В основу её легли переживания Бунина, его юношеская любовь к Варваре Пащенко.
В «Жизни Арсеньева» любовь торжествует, она сильнее смерти, потому что « всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Эти слова, сказанные Буниным, могли повторить впоследствии все герои-любовники из книги «Тёмные аллеи». Думаю, тот, кто любит и любил, - счастливый человек. К тому, кто верит в любовь, она обязательно придёт!
И к Ивану Алексеевичу пришла настоящая любовь. Принесла её Вера Николаевна Муромцева. Она до конца жизни была рядом с мужем, любила и верила. Когда-то Бунин писал: «Любить – значить верить». Это бунинское определение любви, по-видимому, существовало в отношениях между Яном (так звали Бунина) и Верой все 46 лет, которые они прожили вместе.
Вот таким поэтом – земляком является для меня Иван Алексеевич Бунин, которого я однажды открыла в подаренном томике стихотворений.
Скончался Бунин ночь на 8 ноября 1953 года в Париже, в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха. Похоронен в городке Сен-Женевьев-дю-Буа ( недалеко от Парижа), на православном кладбище, где захоронены многие наши соотечественники. На скромном надгробии начертано всемирно известное русское имя: Иван Алексеевич Бунин.
Для русского человека – это гордость, а для французов Бунин так и остался русским эмигрантом.
У меня на родине, в Липецкой области, память о Бунине жива. Есть в Озёрках дом- музей И. А. Бунина. Недавно построенный, он всё-таки сумел сберечь бунинское настроение, сохранить атмосферу жизни начала XX века. В музее - старые издания Пушкина и Тютчева, хризантемы в глиняных вазах, яркие, спелые антоновские яблоки и старые образа.
В Ельце, где жил, учился в гимназии юный Иван Бунин, а затем работал, назван его именем университет. На елецком кладбище, где солнце, робко улыбаясь, смотрится в лужи, обрамлённые кленовыми листами, и считает кресты на могилах, в одной из могил, мне кажется, покоится Оля Мещерская, героиня «Лёгкого дыхания». Недалеко от Ельца находится и Суходол. «Неуютная, открытая степь. Холодное, неприветливое небо. Всё угрюмо и мрачно, - как об этом писал Бунин в «Суходоле». - Кажется, будто степь проглотила какую-то огромную тайну и теперь навеки замолчала.»
Бунину наш край обязан ежегодным осенним фестивалем «Антоновские яблоки», куда съезжаются гости из различных уголков России.
Осенью, в канун дня рождения знаменитого земляка, в Ельце проводят большой праздник с гуляньями и широкой ярмаркой. Назвали его по одноимённому рассказу И. Бунина. И в память о писателе, и потому что в уютных садах древнего Ельца по-прежнему наливается антоновка и в воздухе витает ароматный запах яблок. Все ельчане, и гости города в это время находятся в той городской атмосфере, в которой жил Иван Бунин. И хочется, чтобы каждый почитатель таланта Бунина побывал на фестивале «Антоновские яблоки», побывал в старинном русском городе Ельце, богатом былями и легендами. Добро пожаловать, путешественники, на елецкую землю, которая находится в Липецкой области.