Петрова Елена Романовна

Религиозно-философская тема в романе Зайцева «Дом в Пасси».


Борис Константинович Зайцев - один из интереснейших орловских писателей 20 века, представитель "первой волны" эмиграции и одна из последних крупных фигур Серебряного века.


Большую роль в формировании его творчества сыграла революция 1917 года. Страдания и потрясения, полученные в эти годы, приводят Зайцева к осознанному принятию православной веры. С этого времени в его творчестве, по собственным словам писателя, "хаосу, крови и безобразию" будут противостоять "гармония и свет Евангелия, Церкви".


В 1935 году в Берлине выходит роман «Дом в Пасси», который повествует о жизни русских эмигрантов в Париже, он является религиозно-философским, ведь с определенной точки зрения Зайцев продолжает традиции Достоевского, раскрывая в своих произведениях темы страдания, присутствия зла в мире и исцеления души с помощью христианского веропостижения.


На мой взгляд ,в отличие от своего предшественника, Зайцев не показывает изменение личности после столкновения с «другим мнением», его герои какими были в начале произведения, такими и «уходят» из него.


Я считаю,что с помощью образа Капы автор показывает, как глубоко пускает зло свои корни в душу людей и как трудно избавиться от обиды на весь мир и верить в справедливость, видя вокруг отчаяние и безнадежность. Во время Гражданской войны Капитолина работала сестрой милосердия в одном из госпиталей, но однажды на них напали "красные" и убили практически всех, кто там находился, героине удается сбежать, но пережитый ужас оставляет неизгладимый отпечаток. Теперь она не видит смысла в собственной жизни: "Вот нынче какой славный юбилей! Моего спасения — неизвестно для чего." Капа погружается в глубокую меланхолию: "Буду ли плакать, молиться, биться головой об стенку, ничего не изменится. Какая есть моя судьба, такая есть."


При разговоре с монахом Мельхиседеком она говорит, что верует "по-своему", для нее самоубийство не грех, ведь после тех давних  событий Капитолина  боялась уже не смерти, а жизни, и именно в самоубийстве она видела избавление от страданий. Не облегчают ее состояние ни молитвы, ни чтения Евангелия, ведь она убеждена  в том, что мир погряз во грехе, лжи, притворстве, и нет ему спасения.


Финал Капы трагичен, она сводит счеты с жизнью, потому что ее сосредоточенность только на негативном и способность все "переводить" на себя, убеждающие ее в бессмысленности бытия, становятся ее "крестом", который она не смогла нести.


Противоположностью Капы является Дора Львовна. Она происходит из богатой еврейской семьи, но, несмотря на это, зарабатывает деньги собственным честным трудом и в одиночку воспитывает десятилетнего сына Рафу.


Она всегда готова прийти на помощь к любому из обитателей дома, ей можно довериться. Однако она иудейка, и ее отношение к христианской вере - утилитарное. Доре непонятно, почему Капитолина, которая, по догматам церкви, должна была быть счастлива из-за возможности обрести новую жизнь, покончила с собой. По мнению Доры Львовны, вера нужна для того, чтобы помогать людям, указывать верный путь и защищать от плохих поступков, а если она не дает этого, так зачем же она нужна? Именно на этот вопрос она и не может найти ответ.


Центральный персонаж романа, который "связывает" всех героев  воедино - монах Мельхиседек. Он способен проникнуть в самые глубокие и темные места человеческой души. Он понимает, что у Доры Львовны на сердце "тайные скорби», а Анатоль уже не сможет жить без лжи, также монах старается помочь каждому обитателю дома: Вишневского, который не может простить тех, кто отнял у него родину, монах утешает тем, что не грех испытывать такие чувства, главное, стараться от них избавиться, в этом и заключается человеческий путь, а Капе он советует начать молиться и читать Евангелие, чтобы взять вверх над ее"духом противоречия".


Он воплощает православный взгляд на мир, с позиций Божественной веры смотрит на происходящие вокруг события, на проблему зла и страдания: "Последние тайны справедливости Божьей, зла, судеб мира для нас закрыты. Скажем лишь так: любим Бога и верим, плохо Он не устроит".


В конце романа он объясняет Доре, что не существует никаких правил или лекарей, которые смогли бы "переделать" человека, слабы люди, а не религия, в ней тоже есть свои победители и побежденные, и за этих самых побежденных он и будет всю жизнь молиться.


Хоть герои и не изменились под влиянием речей Мельхиседека, но я уверена, что перемены в каждом из них возможны, однако происходить они будут уже за пределами художественного "пространства" произведения. Именно поэтому Дора Львовна, Капа,Анатоль  и другие герои "уходят" из повествования прежними.


Но у меня остается надежда, что они все-таки приблизились к той Истине, которая открыта монаху. И зерна, брошенные им в "землю" их душ, дадут всходы.