Охапкина Полина Михайловна

Паустовского не стоит цитировать. Его нужно читать. Произведения К.Г. Паустовского о Родине как материал для обучения исполнительскому мастерству.


«Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, – родник, родина, народ».


В школе нас не учат наизусть рассказывать литературные произведения, нас учат их зубрить. Вспомните, как мы выходили к доске читать наизусть величайшие стихотворения поэтов. Во время исполнения по закону подлости проблемное для запоминания слово вылетало из головы, наступал ступор. Это всё из-за неправильного отношения к заданию, потому что задачей было именно его сдать и получить отметку.

Мы никогда не сбиваемся, когда говорим о том, что понимаем и ощущаем. Если человека заставлять соприкасаться с искусством слова, не дотрагиваясь до его души, то он не откроет для себя исцеляющее и вдохновляющее свойство литературы. Истинное значение исполнения художественных произведений в чём? Ответим просто: в мастерстве передать людям то, что выразили за тебя, но о тебе.

 Как же нужно рассказывать прозу/басню/стихотворение, чтобы произнесённые слова «цвели и сверкали»? Необходимо научиться логическому разбору текста. Константин Георгиевич Паустовский мог бы с этим поспорить, ведь такой метод работы с текстом подразумевает рациональный подход, а он писал, что «понимание стихов – явление сложное и порой противоречивое. Стихи мы гораздо больше чувствуем, чем понимаем разумом»(1). Однако только при постижении смысла текста, у человека рождается живая настоящая интонация. Рассмотрим на примере отрывка из поэмы «Тишина» Н.А. Некрасова.

     Всё рожь кругом, как степь живая,

     Ни за́мков, ни морей, ни гор...

     Спасибо, сторона родная,

     За твой врачующий простор!

     За дальним Средиземным морем,

     Под небом ярче твоего,

     Искал я примиренья с горем,

     И не нашел я ничего!(2)

Полужирным курсивом мы выделили те слова, на которых чтецу следует сделать акцент при исполнении. Он может с помощью игры голосом интонационно раскрасить и другие слова. Однако если чтец не выделит слова так, как показано выше, то не передаст основную мысль строфы – лирический герой был заграницей, где и море, и замки, и яркое небо, но вылечить его способна только Родина. Нет каких-то строгих правил исполнения литературных произведений, но есть логика самого текста, которую многие не учитывают. Далее читатель, чтобы прочувствовать стихотворение, может вспомнить свой опыт. Мы ищем исцеления на стороне, в роскоши, в чём-то новом, как вдруг нам становится хорошо возле знакомого пруда в деревне у бабушки.

Смысл эпиграфа к эссе в том, что всё взаимосвязано и у всего есть исток. Позаимствуем ещё одну мысль К.Г. Паустовского и продолжим её. «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»(3) , а любовь к родному языку неотделима от любви к образцам отечественной художественной словесности. И их следует читать вслух и рассказывать наизусть. И в рамках данной работы мы рассмотрим прозу К.Г. Паустовского.

Рассказы, очерки, повести К.Г. Паустовского, посвященные природе нашего Отечества, способны сформировать чувство Родины. Он писал, что «родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»(4). Писатель учит испытывать непрерывную радость от близости к земле, к России, он любит её в любом обличии. И давайте сделаем так, чтобы проза К.Г. Паустовского звучала как можно чаще! В эссе мы рассмотрим некоторые приёмы работы с текстом. В качестве произведения мы выбрали отрывок из повести «Мещерская сторона».

«Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния! Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны»(5). Разбираем по предложениям. Пошаговый план. 1) определяем мысль абзаца/отрывка: мы не можем любить малую родину только за её дары, потому наш край дарит нам воспоминания, людей, опыт, мы привыкаем к природе, звукам, запахам, и они нам становятся дорогими. Если мы работаем с детьми/подростками, то им можно задать вопросы: в какое время года наш лес тебе нравится больше всего? Если бы о твоем родном крае захотел узнать дорогой тебе человек, живущий далеко, что бы ты ему рассказал? 2) выделяем слова или словосочетания, на которые сделаем акцент во время исполнения, чтобы передать основную мысль. В первом предложении главные слова: любить; свою; землю; использовать; для; нашего; благосостояния; Они как раз указывают на корыстную цель, которая не близка рассказчику. А в третьем предложении главные слова: нас, даже, небогатые. Значение? Родные места непривлекательны для других, но именно для человека, живущего в них, они будут по-своему ценны. 3) Размышляем. А чем ценны? Тем, что хранят память. Например, вот та берёзка видела мои успехи и провалы, когда я учился ходить. Вот за тем дубом я прятался с друзьями во дворе, играя в прятки, и не осознавал какое беззаботное было время. А в этой школе происходило становление моего характера. А тот берег реки был любимым местом моего отца. 4) Таким образом, мы подключаем чувства и эмоции, украшаем текст, озвучивая его, но не искажаем авторский замысел. И такая работа взаимосвязана. 

Навык исполнять художественные произведения людям нужно развивать. Уроки литературы могут объединять и занятия по ораторскому мастерству, и занятия по технике чтения – мы ведь доказали, что без понимания художественного произведения невозможно рассказывать текст красиво. Как раз, предлагая детям отрывки для заучивания, благодаря наводящим вопросам, мы учим их рассуждать и размышлять. И бесценны рассказы и повести Паустовского, ибо они формируют ценности настоящего гражданина. Что для человека имеет значение? Семья, любовь, природа родного края и гордость за свой народ. Эти идеи мы находим в очерках, рассказах и повестях Константина Георгиевича.


 1. Паустовский К.Г. Георгу Топырчану // paustovskiy-lit.ru. URL: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/public/george-topyrchanu.htm (дата обращения: 25.06.2022)

 2. Некрасов Н.А. Тишина [электронный ресурс] // Интернет-библиотека Алексея Комарова. URL: https://ilibrary.ru/text/1777/p.1/index.html (Дата обращения: 22.06.2022)

 3. Паустовский К.Г. Поэзия прозы // paustovskiy-lit.ru. URL: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/public/poeziya-prozy.htm (дата обращения: 25.06.2022)

 4. Паустовский К.Г. Книга о жизни. Далекие годы. Поездка в Ченстохов // paustovskiy-lit.ru. URL : http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/kniga-o-zhizni/dalekie-gody_22.htm (дата обращения: 25. 96. 2022)

 5. Паустовский К.Г. Мещерская сторона // paustovskiy-lit.ru. URL: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/mescherskaya-storona/storona_2.htm#g15 (дата обращения: 25.06.2022)