Ковач Яков

Кризис личности человека и поиск самого себя

 

Сизифа следует представлять себе счастливым.

– Альбер Камю

 

Как много людей Вы знаете, которые по-настоящему счастливы? А может ли человек вообще быть счастливым? Мне кажется, что люди должны осознать, что в погоне за вещами, которые они называют счастьем, скрывается главнейшая ловушка в их жизни. Достигая собственной цели, которая должна бы сделать нас счастливыми, мы разочаровываемся, узнав, что таковыми не стали.

В свою очередь, герои Достоевского всегда несчастны, их душевные муки и поиски точно описаны писателем в его романах. Человека, который живет всегда счастливо и пытается показать свое видение мира другим, окружающие считают «идиотом».

Истинный гений писателя в том, что он отразил незаконченность личности человека, эту вечную невозможность достичь своего идеала. В произведениях Достоевского возможно наблюдать трансформацию души человека, который пытается найти себя, и зачастую делает страшные открытия о своей личности.

Видно, как перед нами нищий студент идет на убийство. Переломный момент его жизни свершается, и сам он оказывается на стороне «дрожащих тварей». Вместо счастья победы герой находит отчаяние, его кропотливый расчет преступления оборачивается в череду неконтролируемых событий. Раскольников оказывается посреди хаоса, который разворачивается повсюду вокруг него. Но Достоевский показывает, что даже из такого кризиса возможно найти выход, однако новую жизнь Раскольникову нужно будет еще «дорого купить», «не даром же ему [она] достается».

Попытки по-настоящему узнать себя – это сложнейшая задача, и иногда оказывается, что твоя личность не совпадает с собственными представлениями о ней, и как раз в этот момент земля уходит у тебя из-под ног, оставляя вокруг только хаос. Чувство, которое мы испытываем, еще сильнее того потрясения, когда узнаем о предательстве близкого человека. Тут же все гораздо страшнее: ты предаешь себя сам, предаешь свои идеи, свои идеалы или свои мечты. Раскольников, например, никогда не был «творцом истории», но узнал это, лишь заплатив слишком высокую цену.

Зачастую люди забывают, что они не идеальны, что в каждом из нас есть ростки первородного греха. Все, что может делать человек – познавать границы своей личности, исследовать ее пределы и, встретив хаос внутри себя, приложить все усилия, чтобы в результате переломного момента в жизни оказаться на лучшей стороне самого себя, как это получилось у Раскольникова.

И тут нам сразу восклицает Иван Карамазов, что человеку «все дозволено». Реплика же эта не счастья, а, наоборот, огромнейшей печали, неподъемного груза, который ложится на плечи человеческие. Размышляя, Иван приходит к тому, что люди всего лишь «недоделанные пробные существа, созданные в насмешку». Нет дна у души человеческой, но бросать попытки познать самого себя равносильно самоубийству. Зачастую можно встретить людей, которые уже перешли эту грань – устав искать себя, они пытаются уйти от экзистенциальных вопросов, и, конечно, им это не удается. В побеге от себя многие обращаются к разврату или спиртному. И действительно, «есть такая сила, которая все выдержит, – как говорит Иван, – карамазовская… сила низости карамазовской».

Безграничная свобода – это одновременно величайший дар Бога и самое его сильное проклятие: навечно люди обречены задавать себе вопросы, на которые нет ответа. Но в этом Достоевский и видит решение: ответа нет и быть не может, нам «все дозволено!». Счастье человека заключено в нем самом, и нам лишь нужно найти его в себе.

Однако человек, который проживает в постоянном состоянии счастья – Князь Мышкин, в свою очередь, не принимается обществом, никто не может понять его мотивов, для них он поступает хаотично, не соответствует «ординарности». Князю, напротив, получается всех «насквозь прочитать», и тут он оказывается уже заложником своей правды. Узнав каждого, он хочет помочь, но его попытки всех примерить заканчиваются провалом, сострадание к окружающим и пренебрежение ценностью своей жизни приводят его к катастрофе. «Князь-Христос» в конце романа сходит с ума, окончательно иллюстрируя идею смерти Бога, а именно невозможность существования идеала в мире людей.

Невозможно жить в бесконечном счастье и блаженстве, и никак не удастся прожить без страдания. Даже достигнув своей цели, мы тотчас же ставим перед собой новую задачу, отодвигая идеал еще дальше, и наши страдания продолжаются. Чтобы начать спасать других людей, необходимо спасти сначала себя – сильным является тот человек, который полностью осознает свои слабости и умеет с ними жить, который точно знает свою цель. У Достоевского Мышкин и есть тот самый идеал, абсолютно счастливый человек, но противостоять жизни Петербурга с ее скоростью и жестокостью князь все-таки не смог.

Ф. М. Достоевский в своих произведениях показывает нам мета личностей, его герои реальнее, чем мы сами, потому что в этих собирательных образах можно увидеть частичку каждого человека. Будучи великим психологом и философом, Достоевский в точности описывает различные пути, по которым может идти личность, ее поиски счастья и ее кризисы, а мы можем только учиться на предоставленных нам замечательных примерах.

Подводя итог, отмечу, что жизнь человека однозначно совпадает с путем Сизифа, который поднимает валун в гору: это непрекращающийся поиск себя. Порой все срывается, и вокруг нас остается только хаос, но необходимо двигаться дальше, продолжать тащить валун. Счастье человека – это сам путь во время поисков своей истинной личности. Нам «все дозволено», и необходимо без страха принять эту ответственность свободы, которая была нам подарена, и начать поиск идеального себя, начать быть счастливым.