Каримова Анастасия Александровна

Эссе на тему: «Человек и смерть в рассказе К.Г. Паустовского Старый повар».

Жизнь и смерть – темы, неоднократно затрагиваемые в искусстве. Можно сказать, что это одна из интерпретаций знаменитого шекспировского «быть или не быть?». Многие великие умы размышляют на данные вопросы. Их можно понять, ведь человека всегда влекла неизвестность, влекла и одновременно вселяла ужас. Для чего мы появились на свет? В чем смысл существования на земле? А что будет дальше? А это страшноумирать?

Да, на эти вопросы человечество ищет ответы из века в век. И каждый художник выражает в своем виде искусстве варианты поведения человека.

Многие русские и зарубежные классики не раз задумывались над вопросами жизни и смерти. Для кого-то они стали характерной чертой творчества, а вот для творчества К. Г. Паустовского обращение к смыслу жизни не совсем привычно, так как его принято считать в большей степени писателем, воспевающим природу. Да, так и есть, о природе автор писал немало, как и о многом другом. А вот маленький рассказ о смерти простого повара – что-то необычное.

«Старый повар» небольшое произведение, которое должно было перерасти в повесть о музыкантах, да что-то не сложилось. Сюжет довольно прост: старый повар всю свою жизнь отдал работе, ослеп от жара печи, и вот на смертном одре мучается угрызениями совести, ведь когда-то совершил преступление. Вместе со стариком мучается и его старый пес, который тоже доживает свои последние дни. За стариком ухаживает лишь дочь Мария. Дом их выглядит, мягко говоря, бедно: «Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами…» [1, 435] Лишь старый клавесин был их богатством.

Все это должно угнетать читателя, но нет. Паустовский – мастер нежного и деликатного письма, а также светлого юмора. Даже на пороге смерти герой шутит и называет клавесин, который был настолько стар, что каждое движение в доме отдавалось звуками его струн, «сторожем своего дома». Да и обстановка в доме благодаря слогу автора рисуется скорее простой, скромной, чувствуется женская рука Марии, ведь при всей их бедности, везде чисто, и рубаху на своего отца она надевает чистую.

Смерть в рассказе не предстает страшной и мучительной, Паустовский представляет ее будто давнюю знакомую, которая из уважения к герою ждет его, терпеливо ждет, когда он будет готов. А ведь мы можем заметить, что старик готов достойно принять смерть. Он не страшится ее, ему даже и не важно, что он встретит после смерти. Старика тяготит только неочищенная совесть и судьба своей дочери. Заметьте, повару не нужно пафосное отпущение грехов, он никогда не любил священников и через себя переходить даже перед лицом смерти не собирается. Давнее преступление тяготит его душу, но старик остается верен себе. Что же делать? Ведь нужно очистить свою совесть. Решение оказалось таким же простым и скромным, как вся жизнь старика. Нужен первый встречный, которому он смог бы излить собственные переживания.

Мария приводит такого человека в дом. И все еще нет этого гнетущего преддверия смерти в рассказе, нет тяжести, нет темных красок. А молодой герой привносит с собой в повествование еще большую лёгкость, даже некий азарт.

Исповедальная речь старика лишь еще раз подтверждает, что человеком он был честным, великодушным, и лишь нужда и любовь толкнули его на воровство. 

И вот настала пора сказать последнее желание и отправиться в объятья смерти. Но одно из желаний буквально невыполнимо. Старик мечтательно улыбается, понимая, что только истинное чудо способно осуществить его. Но, похоже, что именно встреча этого молодого человека и старика и оказалась чудом, которое было так нужно старику. Незнакомец сел за клавиши и начал играть.

Вот она, музыка! Проливается переливами звуков, заставляет старика вновь видеть. Это ли не чудо?! Конечно, вновь зрячим он не стал, но музыкант вдохнул в него заново жизнь: ту самую молодость, в которой он любил и был любим, тем самым счастьем. И старый повар был так упоен этой минутой, он жадно вдыхал воздух, будто это был тот зимний воздух в день, когда он повстречал свою жену. Здесь музыка и оказалась последним мгновением самой Жизни, которым одарил его незнакомец. И мгновение это было такой силы, что сама смерть на миг отступила, завороженная.

Далее можно бесконечно рассуждать, что стало с Марией, позаботился ли о ней великий музыкант. Но ясно одно. Старик прожил замечательную жизнь, и пусть он не был богат материально, его душу переполнила любовь, а совесть чистота. Невольно задумываешься, что смерть к таким людям, как старый повар, приходит спокойно, с улыбкой, как добрая подруга. Она готова подождать, пока человек не будет до конца готов к этой неизбежной встрече. И хочется думать, что старик не обременял себя извечными вопросами бытия и смысла существования, потому что его смысл был в любви: к дочери, к покойной жене, к самой жизни. И музыка лишь доказала, что этот старый повар необыкновенно богат благодаря душе. Ведь только такие люди способны по-настоящему воспринять силу музыкального искусства, ее необыкновенные возможности. Именно такие люди могут оценить тот дар, которым их наделили с рождения. Этот дар - жизнь.

Библиографический список:


  1. Паустовский, К. Г. Золотая роза / К. Г. Паустовский. — Москва : Время, 2019. — 352 с. — (Проверено временем). — ISBN 978-5-00112-193-0. — Текст : непосредственный.