Инна Костомарова - Статья из Альманаха "Бунинские Озерки" 2016


Инна Костомарова


СВОЙ ДОМ В РОССИИ

«Советский музей», № 6, 1992 ( в сокращении)

 

 

 

  Старинный дворянский особняк в тихом Георгиевском (ныне Октябрьском) переулке в городе в г. Орле обрёл новую жизнь: здесь 10 декабря 1991 года был открыт литературно-мемориальный музей, посвящённый жизни и творчеству великого писателя России Ивана Алексеевича Бунина.

 Путь к созданию музея Бунина был долгим — длиною более чем в три десятилетия. А начинался он с открытия в 1957 году скромной, построенной в основном на копиях, экспозиции Музея писателей-орловцев, а в нём — бунинского зала. С этого времени начались поиски новых реликвий, связанных с творчеством Бунина. Особенно значительным было приобретение в 50—70-х годах по частям почти всего дореволюционного архива писателя. История его такова: уезжая в мае 1918 года из Москвы в Одессу, Иван Алексеевич весь свой семейный и литературный архив оставил старшему брату Ю. А. Бунину. После смерти Юлия Алексеевича в 1921 году архив писателя был взят на хранение его племянником Николаем Алексеевичем Пушешниковым, который на протяжении многих лет был близким другом Бунина. Незадолго до смерти Иван Алексеевич сказал писателю Л. Ф. Зурову, жившему в семье Буниных, о своём архиве: «Вы должны это запомнить. Его я оставил у брата Юлия. После смерти брата сундук должен хранить Коля. В сундуке письма, фотографии, книги, рукописи и собранные в деревне частушки». Вдова Н. А. Пушешникова Клавдия Петровна некоторые материалы бунинского архива передала в ЦГАЛИ, а всё остальное — в орловский Государственный музей И. С. Тургенева, филиалом которого был Музей писателей-орловцев.

  Сложнее оказалась судьба зарубежного архива Бунина. Его унаследовал Л. Ф. Зуров, который сразу же после смерти В. Н. Муромцевой-Буниной в апреле 1961 года вступил в переписку с директором тургеневского музея Л. Н. Афониным о продаже через Министерство культуры СССР всей обстановки парижской бунинской квартиры (он очень нуждался, так как был болен туберкулёзом). Леонид Зуров писал: «Вера Николаевна верила, что в бунинском музее будут две комнаты: кабинет Ивана Алексеевича и его столовая. Об этом знают все в Париже». Параллельно Зуров вёл переговоры с Союзом писателей СССР о продаже литературного архива Бунина. Переписка Леонида Фёдоровича с Москвой и Орлом продолжалась до 1964 года, но, несмотря на все усилия со стороны тургеневского музея, Зуров получил отказ от тогдашних представителей власти: отказ по причине, с их точки зрения, «малоценности» архива и мемориальной коллекции. Архив Бунина был передан Зуровым профессору Эдинбургского университета Милице Грин и таким образом оказался в Шотландии. Личные вещи писателя, мебель из его парижской квартиры были взяты на память друзьями. Часть вещей из кабинета Бунина долгое время хранилась в семье писательницы Н. В. Кодрянской, которая в 1973 году переслала их из Парижа в Орёл.

   В 1988 году Советский фонд культуры передал Орловскому литературному музею бесценный дар владелицы зарубежного архива Бунина Милицы Грин. Д. С. Лихачёв, который привёз архив из Шотландии, рассказал в одном из интервью: «Недавно я встречался с Милицей Грин в Эдинбурге, и она передала вещи Бунина для орловского музея. Среди даров — серебряный поднос с подстаканником и солонкой; на нём в декабре 1933 года в честь присуждения Нобелевской премии писателю преподнесли хлеб-соль русские в Стокгольме. Серебряный бювар с бунинской монограммой. Книги с его автографами».

  Так по крупицам собиралась в Орле бунинская коллекция, которая в настоящее время в нашей стране не имеет себе равных. Она насчитывает более пяти тысяч единиц хранения подлинных материалов: документов из семейного архива Буниных, иконографии, автографов и личных вещей писателя. Книжное собрание составляет около трёх тысяч книг — прижизненных публикаций произведений Бунина и литературы о нём.

  Экспозиция первого зала музея рассказывает о корнях рода Буниных и дореволюционном периоде жизненного и творческого пути писателя.

  Род Буниных — старинный, записанный в шестую «Бархатную книгу» дворянских родов, дал России многих замечательных представителей «как на поприще государственном, так и в области искусства», о чём свидетельствуют экспонируемые документы из семейного архива писателя. Среди документов можно увидеть один совершенно уникальный — пергамент с собственноручной подписью Екатерины II, говорящий о том, что она пожаловала чин майора двоюродному деду писателя Василию Дмитриевичу Бунину. Предметом особой гордости для Бунина была его кровная связь с русской дворянской культурой. «О роде Буниных я кое-что знаю, — читаем мы в его «Автобиографической заметке». — Род этот дал замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу А. П. Бунину, и поэта В. А. Жуковского (незаконного сына А. И. Бунина); в некотором родстве мы с братьями Киреевскими, Гротами, Воейковыми, Булгаковыми, Соймоновыми».

  Годы детства и юности Бунина протекали на хуторах Бутырки и Озёрки, находившихся недалеко от старинного уездного города Ельца в Орловской губернии. В экспозиции помещены фотографии членов семьи Буниных: матери Людмилы Александровны, отца Алексея Николаевича, братьев Юлия и Евгения, сестры Марии.

  Восемнадцатилетним юношей Бунин покинул Озёрки, навсегда «сказав «прости» родному дому». На несколько лет он поселился в Орле, поступив на службу в редакцию газеты «Орловский вестник». Орёл конца XIX века можно увидеть в музее на открытках и фотографиях со старых негативов.

   Этот город стал литературной родиной Бунина. Здесь в 1891 году вышел первый сборник его стихотворений. В «Орловском вестнике» им был опубликован целый ряд стихов, рассказов, очерков, литературных и театральных обозрений, а также впервые полностью перевод «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло, который принадлежит к числу непревзойденных образцов русской переводческой литературы. В экспозиции находятся публикации произведений Бунина в «Орловском вестнике».

   На первый взгляд орловский период можно было бы считать лишь одним из многих этапов в творческой судьбе Бунина. Но это не так. О важности этого периода можно судить по главной книге классика «Жизнь Арсеньева», написанной в значительной степени на орловском материале. Работая над этим романом, Бунин заново переживает становление себя как творческой личности. На страницах романа навечно останутся картины просторов Орловщины, старого Орла и чистый образ его первой любви. Ведь именно в Орле Бунин встретился с Варварой Владимировной Пащенко, ставшей прообразом Лики, память о которой будет волновать и вдохновлять его всю жизнь и которой он посвятит пронзительные строки: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за всё, что ты дала мне на земле...» Очарование юной Вареньки передаёт помещённая в экспозиции её фотография, на которой она запечатлена в шестнадцатилетнем возрасте.

   После Орла начались для Бунина, по его словам, «целые годы скитаний». Неизменно проводя лето в орловской деревне у родственников, а зиму — в столицах, всё остальное время он отдавал путешествиям, пределами которых была сначала Россия, а затем весь мир. В странствиях Бунина совершенно особое место занимали путешествия на Восток, куда — на прародину человечества, ближе к солнцу — его влекло неудержимо. Недаром очерки этих путешествий им были названы «Храм солнца». В апреле 1907 года Бунин совершил своё дальнее странствие в Египет, Сирию и Палестину вместе с Верой Николаевной Муромцевой, которой, писал он в «Розе Иерихона», «Бог судил быть моей спутницей до гроба». Находящиеся в экспозиции фотографии, египетский паспорт Ивана Алексеевича, визитная карточка переводчика и проводника по Египту и Палестине Ахмеда Саввата, янтарные и деревянные чётки, засушенный цветок с жертвенника Будды — красноречивые свидетели этого паломничества Буниных «во Святую землю Господа нашего Иисуса Христа».

  Три зимы 1911—1913 годов Бунин провёл в Италии на Капри. Это был период наибольшей творческой и дружеской близости его с Горьким, жившим здесь в эмиграции. Постоянное общение с ним, атмосфера литературных споров и бесед, размеренный, сосредоточенный образ жизни располагали писателя к плодотворной работе. Здесь им были написаны рассказы, которые.являются наиболее сильными и совершенными в его цикле о крестьянской России. В экспозиции — «каприйские» материалы из архива Бунина: почтовые открытки и альбом с видами Капри, подлинные фотографии, рукопись рассказа «Ночной разговор».

   В 1910-е годы, с выходом в свет повестей «Деревня» и «Суходол», имя Бунина оказывается в центре литературной жизни России. Его печатают в «толстых» журналах, платят высокие гонорары, издательство товарищества «Знание» дорожит его сотрудничеством, Операторская Академия наук трижды присуждает ему Пушкинские премии, а в 1909 году избирает его в число «бессмертных» академиков. О высоких оценках творчества писателя, его всероссийской славе рассказывают экспонируемые материалы: документы, программы чествования писателя в 1912 году в связи с 25-летием творческой деятельности, поздравительные письма и телеграммы. В музее хранится работа К. Фаберже — хрустальная яхта с серебряными парусами, подаренная юбиляру друзьями и почитателями его таланта. На большом парусе — монограмма и дата: «И. Б. 8.Х.1912».

   Предреволюционные годы были для Бунина годами творческого расцвета и взлёта. «В эти годы, — вспоминал позднее писатель, — я чувствовал, как с каждым днём всё более крепнет моя рука, как горячо и уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы. Но тут разразилась война, а затем русская революция».

   1916—1917 годы Бунин почти безвыездно прожил в деревне Глотово-Васильевское — усадьбе своей двоюродной сестры С. Н. Пушешниковой. Стремительно развивающиеся события вызывают у него тяжкие размышления о судьбе России, в них мелькают прозрения пророческие. Ряд стихотворений Бунина, помеченных 17-м годом (их публикации находятся в экспозиции), — это и подведение итогов пройденного жизненного пути и как бы поэтическое прощание с миром, с его несказанной красотой. Предчувствия писателя подтвердились после октябрьских событий в Москве, а затем в Одессе: Россия погибала на его глазах. В эти годы Бунин вёл дневниковые записи, вышедшие позже в Париже под названием «Окаянные дни».

  26 января 1920 года Бунин с женой навсегда покинули Родину, по его словам, «испив чашу несказанных душевных страданий».

 Экспозиция второго и третьего залов музея посвящена жизни и творчеству Бунина в эмиграции.

  Более 65 лет неустанно, подвижнически писатель трудился во славу русской литературы, половину из них — 33 года — он прожил во Франции. Портрет Бунина работы Л. С. Бакста, написанный художником в 1921 году, и его фотография с автографом «После пережитого в Одессе, первый год в эмиграции» (дар М. Грин) дают возможность гостям музея ощутить трагичность его судьбы: на них Иван Алексеевич исстрадавшийся, постаревший.

   В Париже Бунины сняли квартиру в доме № 1 на улице Жака Оффенбаха в квартале Пасси. Квартира состояла из двух комнат: кабинета Ивана Алексеевича и столовой, которая вместе с тем была рабочей комнатой Веры Николаевны, обладавшей несомненным талантом в области перевода и мемуарной прозы. Подлинные вещи Бунина из его кабинета, полученные от Н. В. Кодрянской, фотографии парижской квартиры, сделанные в 1961 году фотографом Лувра М. Шюзвилем (они находятся в экспозиции), опись и план размещения мебели в ней, составленные и присланные в Орёл Л. Ф. Зуровым, позволили воссоздать в музее с предельной достоверностью бунинский парижский кабинет. Кабинет, как бы перенесённый из Парижа в Орёл, вызывает ощущение присутствия в нём писателя, что усиливается звучанием его голоса — это запись стихотворения Бунина «Одиночество» в его исполнении. При входе в кабинет стоит маленький секретер Веры Николаевны — единственная сохранившаяся вещь из столовой. На секретере можно увидеть те фотографии, которые названы Зуровым в описи: «большая фотография Веры Николаевны в молодости, три фотографии в одной рамке (Иван Алексеевич в молодости, Вера Николаевна до брака, Иван Алексеевич с отпущенной бородкой)».

   Летом 1923 года Бунины поселились в небольшом живописном городке Грасс (Приморские Альпы). В гостеприимном доме «грасского отшельника» постоянно гостил кто-нибудь из друзей-литераторов. Особенно подолгу здесь жили молодые писатели Н. Я. Рощин, Г. Н. Кузнецова, а с 1929 года — Л. Ф. Зуров. В разделе экспозиции, посвящённой Грассу, можно увидеть фотографии из бунинского семейного альбома, которые прислала в орловский музей В. Н. Муромцева-Бунина. На этих фотографиях — Иван Алексеевич и Вера Николаевна в окружении друзей, среди которых К. Зайцев, Н. Я. Рощин, Т. Ф. Зуров, Г. Н. Кузнецова, Н. Н. Берберова, С. С. Юшкевич, С. В. Рахманинов. В Грассе Бунин вновь начал работать плодотворно, самозабвенно, как когда-то в орловской деревне или на Капри. Его мастерство забирает новую высоту. Один за другим выходят сборники его произведений: «Роза Иерихона» (1924), «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), «Тень птицы» 1931). Источником вдохновения, мощной питательной средой по—прежнему оставалась для писателя Россия. 9 ноября 1933 года Шведская академия приняла решение о присуждении Нобелевской премии Ивану Бунину «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». Бунин был первым из русских писателей, ставший Нобелевским лауреатом. О триумфе писателя в нобелевские дни свидетельствуют находящиеся в экспозиции вырезки из зарубежных газет с красноречивыми заголовками: «И. А. Бунин в центре внимания на нобелевских торжествах», «Король от литературы и венчанный монарх», «Огромный успех речи Бунина».

   Имя Бунина получает мировую известность. Его чествуют не только в Швеции и Франции, но и в ряде других стран, куда приглашают как Нобелевского лауреата: в Бельгии, Италии, Чехословакии, Югославии, Латвии, Литве, Эстонии. Это было продолжением триумфа Бунина, начатого нобелевскими днями и прерванного второй мировой войной.

 В годы оккупации фашистами Франции Бунин провёл в Грассе на вилле «Жаннет», расположенной высоко в горах. Гости музея имеют возможность представить себе эту виллу по рисунку друга семьи Буниных Т. Д. Муравьёвой-Логиновой «Вера Николаевна поднимается в гору» (1941). Этот рисунок относится к серии из двенадцати работ художницы, которые она в 1973 году прислала из Франции в дар музею. В годы войны, решительно отказавшись от сотрудничества с фашистскими издательствами, Иван Алексеевич терпел лишения, падал в обмороки от голода. В этих условиях истинной радостью для него была работа над циклом рассказов «Тёмные аллеи», которая давала ему возможность, говоря словами Веры Николаевны, «уйти в другой мир, где не льётся кровь, где не сжигают живьём», — в мир любви во всей её величественности и трагичности. Первое издание книги «Тёмные аллеи», в которую была включена лишь часть рассказов, вышло в 1943 году в Нью-Йорке. Экземпляр этого издания из личной библиотеки писателя находится в экспозиции музея.

  1 мая 1945 года Бунины вернулись в Париж. Послевоенные годы сложились для писателя крайне тяжело, что было связано с постоянным нездоровьем и отсутствием средств на лечение. И в эти трудные годы он продолжал работать и жить литературой: писал рассказы, статьи, воспоминания, книгу о Чехове.

  Бунин умер в Париже 8 ноября 1953 года и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа. Заключительный раздел экспозиции, в котором представлены издания произведений Бунина в нашей стране и за рубежом, материалы, связанные с увековечением памяти писателя, свидетельствуют о том, что возвращение Бунина в Россию, о чём он так страстно мечтал при жизни, состоялось. Сюда возвратились не только его книги. Писатель обрёл свой дом в том городе, с которым связано начало его восхождения к мировой славе. И этот дом — Музей И. А. Бунина — притягивает к себе людей, которые здесь светлеют душой.