Гамдуллаева Дарья Алексеевна

Гамдуллаева Дарья Алексеевна

Липецкая область, Задонский р-он С. Тешевка

ученица МБОУСОШ №1 г. Задонска Липецкой области



Основные авторские идеи и своеобразие их воплощения в рассказах о любви И. А. Бунина


                Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы. Образность языка, точность, ритмичность, сила поэтического воображения, тонкий психологизм героев – это лишь некоторые особенности творчества великого классика русской литературы.

                Тема любви считается вечной темой искусства, она является главной и в творчестве И. А. Бунина.  Писатель говорил: «Всякая любовь – это великое счастье, даже если она не разделена». Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек не может управлять своей душевной страстью, поэтому почти во всех рассказах о любви исход печален. Бунин изображает любовь как чувство стихийное, неотвратимое, часто трагическое, так как счастье оказывается недостижимым.

                В двадцатые годы двадцатого века И. А. Бунин все чаще пишет о любви «как о высшем даре судьбы, - и чем прекраснее этот дар, тем он скоротечней». В «Легком дыхании» любовь трагична, потому что она не разделена, одинока.

                В «Солнечном ударе» трагичность любви заключается именно в том, что «она взаимна – и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться». Поручик, герой рассказа «Солнечный удар», пытается освободиться от чувства любви, так как непереносимым оказались и счастье, и боль, сопровождавшая его. Вернуть любимую было невозможно, но и жить без нее нельзя. «Солнечный удар» оставляет в душе героя неизгладимый след.

                Цикл рассказов о любви «Темные аллеи» был написан накануне и в годы Второй Мировой войны, когда наиболее остро проявляется потребность в чувстве, олицетворяющем жизнь и противостоящем ужасам войны. Это произведение является своеобразным итогом многолетнего творчества писателя, итогом осмысления прошлого и настоящего.

                В рассказе «Холодная осень» И. А. Бунин изображает любовь как озарение, как яркую вспышку, которая на всю жизнь поражает героев. Их любовь обрывается по воле обстоятельств, война вмешивается в жизнь героев, ломает их судьбы. Однако любовь не умирает, в жизни главной героини рассказа остается тот холодный прощальный вечер. «Это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон», - вспоминает она.

                В «Темных аллеях» творческая мысль писателя сохраняет тесную связь с историей и бытовой конкретикой. Место действия многих рассказов совершаются в конкретном месте: «на Арбате рядом с рестораном Прага» (рассказ «Муся»), «на маленькой станции за Подольском» (рассказ «Руся»), «весной в Иудее» (рассказ «Холодная осень»). В тоже время И. А. Бунин неоднократно подчеркивал в своих комментариях к «Темным аллеям», что все рассказы выдуманы, нет ни прототипов, ни реальных сюжетов.

                И. А. Бунин в произведениях о любви часто использует женские типы, являющиеся центральными в них. И в портретах героинь рассказов писатель настойчиво подчеркивает общие черты. В первом рассказе цикла «Темные аллеи»  мы знакомимся с героиней «темноволосой, чернобровой,… похожей на пожилую цыганку» и эта  «восточная» черта перевоплощается в образах «восточных красавиц» в рассказах «Весной в Иудее» - « глаза эти были необыкновенно темные, таинственные, лицо почти черное, губы лиловые, крупные…».

                     В рассказе «Солнечный удар» писатель выделяет во внешности героини самое главное – «простой, прелестный смех». Описания героини нет, лишь говорится о том, как «все было прелестно в этой маленькой женщине».                 Писателю важно показать не портретное своеобразие героинь, а их умение любить, тонко чувствовать окружающий мир и людей, населяющий его.

                В рассказе «Грамматика любви» определяющим в описании героини являются не только красивые глаза, но и ее миловидность. Секрет главной героини, Лушки, в том, что она - «женщина милая». «Грамматика любви -это крохотная книжечка, давшая название самому рассказу, является самой важной деталью». Сын помещика Хвощинского и крепостной Лушки хранит ее как реликвию. Их любовь превращает совместную жизнь в «какое-то экстатическое житие». Душа помещика Хвощинского была озарена фантастической любовью на протяжении нескольких лет. В данном рассказе Бунин рисует любовь как великую ценность. Другой герой этого рассказа – Ивлев – лишь соприкоснулся с необыкновенной историей любви помещика и крепостной. Он никогда не видел их, но их любовь и судьба стали больше, чем просто частный случай, их отношения стали преданием.

                Автор «Темных аллей» размышляет о таинствах любви и представляет это чувство, как высшее проявление жизни, как смысл человеческого существования. В его понимании человек, живущий без любви, это человек, живущий бесцельно.

                Писатель в цикле «Темные аллеи» дает своим героям исторически и психологически значимые имена: Муза, Руся, Надежда, Николай Алексеевич, Катерина Николаевна. Иногда имен совсем нет, только он и она. Например, в рассказе «Холодная осень» герои безымянны, и это привносит в него обобщающий смысл. Сила любви противопоставляется бесчеловечности и жестокости войны, разрушающей человеческие судьбы.

Человек, познавший силу любви, по мнению И. А. Бунина, может считать себя божеством, которому открылись новые, неизведанные чувства – душевная щедрость, благородство. Не случайно, главный герой из рассказа «Солнечный удар» изображается в конце «другим человеком, постигнувшим какие-то самые важные вещи на земле, приобщившийся к ее тайнам».

Критики называют цикл рассказов «Темные аллеи» «энциклопедией любви». Истории о взаимоотношениях мужчины и женщины, рассказанные в них, всегда окрашены чувственностью и психологичностью. Произведения Бунина остаются непревзойденными образцами русской классической прозы.