Галина Седых - Статья из Альманаха "Бунинские Озерки" 2016



Галина Ивановна Седых — кандидат филологических наук, профессор.

В течение нескольких лет была выездным руководителем семинаров поэзии на Форумах молодых писателей России, на Фестивалях молодых литературных дарований России и стран СНГ.

Вот уже сорок лет Галина Ивановна выпускает в жизнь поэтов, являясь руководителем семинара поэзии в Литературном институте им. А. М. Горького


СОБАКА ОДИНОЧЕСТВА ИВАНА БУНИНА


  Поэты «Серебряного века» любили поэтические состязания, особенно «конкурсы под девизом». Это когда на заявленную строчку поэта-классика массово откликались стихотворцы разного уровня и возраcта. Они должны были по-своему отозваться на предложенный девиз: развить, опровергнуть, домыслить. Конкурсы проводились при условии обязательной анонимности авторов, которые вместо своих фамилий ставили условные знаки — символы или девизы. Таким образом, при полной конспирации авторов и обезличенности текстов достигалась объективность оценок жюри.

     Но эта, казалось бы, отлаженная система иногда давала сбои. Случались курьёзы. Об одном из них написала Марина Цветаева. В юности она приняла участие в конкурсе на Первого молодого поэта России. Он проходил под пушкинским девизом «Но Эдмонда не покинет Дженни даже в небесах». Организатором конкурса и председателем жюри был Валерий Брюсов. С ним у Цветаевой к тому времени сложились неприязненные отношения. Жюри присудило анонимному стихотворению юной Цветаевой Первую премию. Однако Брюсов своей волей, после расшифровки фамилий номинантов, изменил правила. Он ликвидировал эту премию, переведя её в разряд рангом пониже. И вот — анекдот. Первый молодой поэт России получает из рук мэтра стиха и председателя жюри Первую вторую премию. Вместе с призом — именным золотым жетоном. «Как премированный щенок», — иронизировала позже Цветаева. А девизом к этому стихотворению она взяла строчку из Эдмонда Ронсара: «Каждому нужно дать его игрушку».

    Памятуя об этом историческом казусе, я не стала читать стихи своих первогодков. И ушла из жюри, чтобы не проявить излишнего пристрастия к своим. Но предложила конкурсантам девиз «про собаку», припомнив всю литературную собачью свору. И Моську, и Каштанку, и Джима, и Бима, и Шарика с Артемоном...

  Однако каков бэкграунд у неизвестной собаки Бунина! И какой простор для творчества! Ведь у нас многие стихотворцы любят не только тех собак,что в литературе, но и живых, реальных. У меня в семинаре есть профессиональный заводчик породы сторожевых и правозащитница животных. Им есть, что написать по теме девиза. Да и другим, надеюсь, тоже — привнести свою краску, показать личное отношение, дать новый контекст. Кстати, в пору моего МГУшного студенчества бунинская фраза служила слоганом для приветствия:

     — Как дела? Хорошо... бы собаку купить.

   Даже в этом обыгрывании есть разные оттенки смысла. Или взять ахматовское: «Кофе, кошка, Мандельштам. Чай, собака, Пастернак». Вот вам новое направление мысли: и символ, и девиз.

  Мы на семинаре не обсуждали историографию бунинского стихотворения. Если такое случится, то только после завершения конкурса. И вот тогда я обращу внимание студентов на ряд удивительных несовпадений, создающих внутреннее напряжение этого замечательного стихотворения. Оно о любви, а названо «Одиночество». Написано в возрасте Христа, а христиане порицают уныние. Посвящено художнику и приятелю П. А. Нилусу, а не женщине, об оставленности которой говорится со сдержанным отчаянием.

   Бунин  описывает  настроение,  но не событие. Он знает, что любовь не спасает от одиночества, поскольку «для женщины прошлого нет». Женщина без прошлого — это дочь грека-революционера Анна Цакни, на которой Бунин женился по любви и обоюдному согласию, несмотря на разницу в возрасте и несходство характеров. Вся коллизия одинокости поэта продиктована трагическим предчувствием беды — скорой смертью маленького сына и невозможностью освободиться от пут женщины, живущей настоящим. У любимой нет памяти о прошлом, а у повседневности нет чувства любви — подлинного, настоящего. Известно, что Анна дала Бунину согласие на развод лишь в 1922 году, когда каждый из них обзавелся уже новыми семьями.

   Теперь собственно о собаке. Не ясно, чья она по приоритету: Бунина или Нилуса? У Бунина собака олицетворяет чувство гнетущего одиночества. У Нилуса — нервическое состояние. Как писал один одесский критик того времени, в картинах Нилуса появилась стройная, с остроконечной мордой, нервная, всегда словно припрыгивающая левретка. Трудно представить Бунина с такой компаньонкой. Ему больше подошла бы охотничья собака — сеттер или русский спаниель. Они деятельные, преданные, дисциплинированные, невздорные существа. К ним испытываешь уважение.

    Говорят, в Воронеже установили скульптуру — Бунин с собакой, и собака — точно не левретка.

       — Что ж! Камин затоплю, буду пить...

       Господи, какое глухое, беспросветное отчаяние! Какое одиночество!

       Но купить собаку — это уже начало действия. Начало новой жизни.

 

       Ниже публикуются 9 творческих работ слушателей семинара поэзии Г. Н. Седых, студентов 1-го курса Литературного института им. А. М. Горького. Эпиграфом студенты выбрали строчку «Хорошо бы собаку купить» из стихотворения И. А. Бунина «Одиночество».

 

Даниил Тестов

 

Ощетинились льды на пустом _берегу,

И последние капли остывших _лучей,

Земляникой во мхе, кровью _в талом снегу,

Перепутались в блеске холодных _когтей.

 

И леса вслед за солнцем хотят _поклониться

Покрывающей мир луноокой _волчице.

На ветвях улеглись чернопёрые _птицы,

Опоясавшись цепью следов.

 

В тёмной шерсти ютятся озябшие _звёзды.

За рассветом охотиться нынче _не поздно,

Скалясь пламенем хищных _костров.

 

Далека до волчицы дорога,

Не дотянется снежная нить

В пустоте до чужого порога.

 

Хорошо бы собаку купить.

Может образ напомнит немного.

 

Никита Рогожин

 

ИСПОВЕДЬ

 

Этот мир отобрал мои нервы

И украсил меня сединой.

Я мечтал быть во всём самым _первым,

Суждено было стать мне струной,

О которую рвут свои пальцы,

Оставляя следы неудач.

Мне не нравились игры и танцы,

Вместо смеха я слышал в них _плач,

Вместо радости — пропасти горя,

Вместо силы людской — пустоту.

Я не знаю, как выглядит море,

Не свезло мне познать красоту.

Мне плевать на морали и нравы,

В абсолютно другую деталь

Свято верю — виновных и правых

Нет на свете. Мне искренне жаль

Тех, кто спит вечерами _в подвалах,

Кто трясётся над пьяной женой,

Кто растратил зарплату всю _в барах,

Выпивая одну за одной.

Человек не машина без сердца,

Если знает он слово «прости».

И опять закрывается дверца.

Нас теперь никому не спасти.

 

Мария Чайка

 

В голове моей полный разгул,

Не могу написать я ни строчки,

Резкий ветер водою швырнул,

По земле разлетелись листочки.

Снова осень — «и дождик, _и мгла»

Над холодной пустыней... Уныло.

Я чего-то так долго ждала,

Но всего лишь глупейше простыла.

Опускается зимняя тьма,

Долгий путь по дороге ненастной,

Хоть мне грустно весьма и весьма,

Жизнь же так несравнимо _прекрасна!

Дом, учёба, работа и сон,

Бытия осознанье во мраке,

Незаписанных глав батальон —

Не хватает мне только собаки.

 

Тимофей Малышев

 

ПЁС

 

Серые вихри свились, как _холодные змеи.

Кубки с вином превращаются _в очи Горгоны.

Яблоко пламенной боли растёт _и краснеет.

Пурпурный пульс порождает _бескровные стоны.

 

Понтий Пилат одинок и печалью _снедаем.

Только один ему друг _во враждебной столице —

Ласковый пёс, что играет _с заливистым лаем.

Он куда лучше, чем эти постылые _лица.

 

Если в чужой стороне мне бывать _одиноким,

Если неясны мне будут наречия _знаки,

И непонятно звучать будет голос _осоки,

Я несомненно куплю для беседы _собаку.

 

Роксана Найденова

 

ОДИНОЧЕСТВО ПОЭТА

 

Поэзия — удел для одиноких.

Поэт, как перст, среди людской _толпы.

Его лицо мелькает среди многих.

Толпа гудит, его слова тихи.

 

Но канут в Лету старые эпохи,

Триумфы их покроются песком.

До нас дойдут лишь золотые _крохи,

Омытые печалью и дождём.

 

И всё, чему когда-то было тесно,

Вновь зазвучит из прожитого _тьмы.

Поэт займёт своё по праву место,

Слова свои слагая в тиражи.

 

Расскажет он с учебника страницы,

Как презирал его дворянский свет

И всё не мог от взора его скрыться,

А он пороки их расписывал в ответ.

 

Но так и должно быть на самом _деле.

Поэт-счастливец, если одинок.

Он, словно солнца диск на ясном _небе,

И вся поэзия его как небосвод.

 

Но если рядом новое светило

Засветит вдруг, его бросая в тень,

То, как борьба Софокла _с Еврипидом,

Оно даст только череду потерь.

 

Уж лучше жить с собакой, _чем с поэтом

(Пёс от хорея ямб не отличит),

И наслаждаться лишь единым _светом,

Чем только звёздочкой в созвездье _прочих быть.


Наталья Штыркова

 

СТАРЫЙ ПЁС

 

I

 — Отец, наверное, тебе неплохо было бы купить собаку.

 — Да, Владимир Емельянович, а то вы постоянно один, а собака — друг человека, — подхватила Ирина.

— Ну, собаку, так собаку, пусть хотя бы она избавит меня от одиночества... — не глядя ни на своего сына, ни на невестку, рассеянно отвечал Владимир Емельянович. Он наблюдал за тем, как я протирала пыль с глиняной вазы, расписанной вручную его покойной женой. Владимир Емельянович мне доверял, но беспокойство за самую драгоценную для него вещь брало верх.

— Вот и отлично! — облегчённо выдохнул Виталий. — Отец, тогда мы с Ириной пойдём, у нас ещё много дел.

— Да, да, дела — дело важное, — всё так же рассеянно отвечал Владимир Емельянович.

Виталий с Ириной направились к прихожей. Разговор с отцом у них постоянно не клеился, но сегодня всё было ещё хуже.

— До свидания! — придав голосу доброжелательности, сказала я.

— До свидания, Женечка, — среагировала Ирина, — зарплату мы вам перечислим в эту пятницу, — и тут же вслед за мужем вышла в прихожую.

В это же мгновение с улицы донёсся звук резко тормозящих шин, и мои мысли далеко ушли от протирания пыли. Я не сразу заметила, как Владимир Емельянович вернулся в зал. Он своим медленным домашним шагом направлялся к его любимому креслу, состарившемуся от добросовестной службы. Рядом с креслом стоял журнальный столик, цвет которого со временем стал неравномерным. На столике лежала газета с открытым сканвордом и красный том Маяковского. Владимир Емельянович очень любил читать его вслух, чётко, с выражением, часто цитировал отрывки из стихотворений при разговоре.

— Теперь мне купят собаку, — посмеиваясь, сказал Владимир Емельянович. — Женечка, как ты на это смотришь?

— Ну, думаю, теперь вам будет не так одиноко.

— Опять ты со своей деликатностью. Мне не было бы одиноко, если бы сын уделял мне больше времени, а не пытался бы откупиться для утешения собственной совести. Да хватит протирать уже эти полки, на них даже пыль не успевает ложиться... Лучше поговори со мной.

— Вы же знаете, что я не могу. Мне ваш сын платит за уборку. Давайте я лучше буду убираться и разговаривать одновременно.

Владимир Емельянович улыбнулся. Он знал, что я отвечу именно так. Когда Виталий нанял меня домработницей в квартиру отца, он поначалу относился ко мне с недоверием: ему не нравилась очередная гениальная идея сына. Но со временем мы незаметно подружились.

— Интересно, а сможешь ли ты одновременно вытирать пыль и пить чай?

— Думаете, стоит попробовать? — ответила я шутливо в тон Владимиру Емельяновичу. — Давайте, я поставлю чайник, и мы проверим.

Когда я убрала со стола и помыла чайные чашки, комната наполнилась глухим вечерним светом; и мне нужно было идти домой. Выйдя на улицу, я увидела, что это не только в квартире Владимира Емельяновича день выдался напряжённым... На пешеходном переходе рядом с подъездом дома был нарисован мелом силуэт человека, а на лавочках причитали жительницы дома: «Ну как же так, посреди бела дня!», «Права у этих алкашей поотбирать надо!», «А как пёс, бедняга, скулил... У меня аж сердце разрывалось!».

 

II

  Я нажала на кнопку звонка, рядом с привычным мне номером квартиры 27. За дверью раздался лай, а через минуту тихое шарканье. Поворот ключа. Я улыбнулась, ожидая увидеть радостного Владимира Емельяновича, но нет.

— Ну как, мы похожи? — Владимир Емельянович указал взглядом на боксёра, весело караулившего ноги хозяина, и скорчил жуткую гримасу. — По-моему, да. Смотри, какие у нас обоих дряхлые щёки, только этот балбес скачет неимоверно, а я, увы, так уже не могу. Ну, чего улыбаешься, заходи.

Владимир Емельянович аккуратно оттеснил от себя ногой пса и направился в зал.

Сегодня всё было как обычно. Протирание пыли, Маяковский вслух, только вот боксёр уж слишком резвился, гоняясь за собственным хвостом.

— А вы ему уже дали имя?

— Нет, пока что, тебя ждал, хотел посоветоваться. Может быть, Хвост, а, морда? — Владимир Емельянович потрепал по голове носившегося вокруг кресла кресла пса.

— Можно и Хвост, а можно и что-то связанное с его непосед...

Раздался звон. Боксёр, врезавшись в трюмо, опрокинул с него глиняную вазу, расписанную незабудками. Незабудки рассыпались по полу. Владимир Емельянович медленно поднялся с кресла и подошёл к телефону. Крутя телефонный диск, он сказал:

— Женечка, пожалуйста, собери осколки в обувную коробку. Коробку посмотри на антресоли.

Я вышла в прихожую за коробкой, но всё же слышала холодный, жёсткий голос Владимира Емельяновича: «Да, Виталий, здравствуй... Чтобы через час этого пса в моём доме не было... Потому что я так сказал... Не знаю, делай что хочешь, впрочем, как и всегда... Чужая собака от чужого человека... Забирай!». Раздался глухой щелчок.

Когда я вернулась в комнату, боксёр прятался под журнальным столиком, а Владимир Емельянович стоял у телефона, глядя на пол, словно там не было ни осколков, ни самого пола. Словно ничего не было. Я начала собирать разноцветные кусочки в коробку; немного погодя, ко мне присоединился Владимир Емельянович.

— Если зайдёт Виталий, не выходи из комнаты, протирай пыль, как обычно... Не подумай, я не прячусь, просто...

— Я поняла. Хотите, поставлю чайник?

— Я зелёный буду.

Через некоторое время в дверь позвонили. Владимир Емельянович прицепил к ошейнику пса поводок, вышел в прихожую, а после сразу вернулся.

— Женя, слушай, у меня же к чаю ничего нету, давай до магазина за сладеньким сходим. Прогуляемся заодно.

— Знаете, можно будет суперклей купить, а потом...

— Посмотрим, — чуть заметно улыбнулся Владимир Емельянович.

Из магазина мы возвращались довольные покупкой. Конечно, овсяные печенья и клей для стекла — сочетание странное, но тогда больше ничего и не надо было. Проходя по зебре, изрисованной мелом, Владимир Емельянович спросил:

— Женя, ты не знаешь, что тут произошло?

— Кого-то машина сбила... — и после я почему-то решила добавить, — Говорят, у хозяина собака совсем одна осталась.

— Да... — Владимир Емельянович развернулся, чтобы ещё раз взглянуть на меловое очертание.

Но не один он смотрел на злополучный рисунок. На противоположной стороне дороги сидел исхудавший золотистый ретривер. Я ещё ни разу не видела настолько похожих взглядов.

 

Полина Шипицына

 

СТО ТЫСЯЧ РАЗ

 

Сто тысяч раз тебя я забывала,

Мотала плёнку, чтоб развеять сны.

Сто тысяч раз просматривала. Знала,

Что нет причины, чтобы разлюбить.

 

Я думала, мы станем веком _светлым,

Войдём в историю с победным _маршем. Шить

Пришлось заплатки и манишки _детям,

Откладывая деньги, ночью пить.

 

Писать стихи и петь любви _баллады

Мечтою юной было до сих пор.

Не ровен час, и музыка _расплаты

Вскричала жарко, выразив укор.

 

Сто тысяч раз тебя я забывала,

Об скалы била вдребезги мечты!

Ты возвращался в самое начало:

“Неплохо нам собаку бы купить”.

 

Диана Юхта

 

Город взлетел и падает, падает, _падает,

Будто бы пальцы, державшие _горло, теперь плечо

Поглаживают тихонько, почти _досадуя

На прежнюю дерзость, _но не винясь ни в чём.

Кругло, покорно, распахиваясь, _вмещая,

Коренастые лавочки стискивая _в снегу.

Город впускает всю эту летящую _стаю

И переполнен «по самое не могу».

Какая-то псина, забыв о хозяине _вовсе,

Запутавшись в белом, ликует _во всю свою прыть;

И я радуюсь тоже, и мир _на сегодня сносен,

И вообще хорошо... хорошо бы _собаку купить.

 

Елизавета Кашина

 Интересно. Человек покупает собаку. Как будто заменить лампочку: старая пергерегорела, теперь нужна новая, иначе будет совсем темно.

Человек. Человек не смущается, не ёжится, не жмётся в угол. Не закатывает глаза, не забивается под стол, обхватив руками голову, услышав «хорошо бы собаку купить». Покупается и продаётся подобно автомобилю, матрацу или черпаку, конверту с маркой или лампочке накаливания. А стучит в ней цоколь. Стучит в свежей лампочке? Стучит, как стучит внутри пса сердце? Не в стороже, не в шерстяной игрушке, не в узнике будки, а в живом, живом существе.

Дворняг оставляют на улицах. Двор-няга. Нагая. Совсем нагая В пустом нагом дворе. Оставляют в промёрзлых дачных сараях, уезжая на тёплую квартиру. Оставляют. Оставляют, потому что больше не нужны. Н-е Н-у-ж-н-ы. Никому. Теперь никому. Она грязная, вонючая, растрёпанная псина, пускай остаётся зимовать здесь. Небось не сдохнет, прокормится. На то она и зверь. А ты? На что ты такой зверь?

Покупаешь породистую, с шелковистой шёрсткой, с родословной в четыре колена, за баснословную цифру рублей, больше похожую на номер телефона.

Покупаешь, потому что хочешь смотреть на СВОЮ собаку, одетую в разноцветные тряпки и мигающий ошейник. А там, там ждут тебя две сотни. Голодных, замёрзших, выброшенных теми, кому «всегда не всё равно».

Январь. Минус 35. Открываешь с трудом ворота. Замок примёрз к железякам. Входишь. И слышишь. Слышишь всплеск. Он парализует от самого начала до самых концов. И каждая лает громче сирены скорой помощи. Громче, потому что помощь ей нужна скорее и громче. Громкая и очень скорая помощь. Каждая хочет стать той, чей вольер откроют и оставят пустым. Пусть не надолго, пусть на завтра заточат в него нового постояльца. Но пусть хоть на пару часов он сделается пустым. Дворняги. Им не место на «птичке». Нет паспорта, нет воспитания, нет медалей. Есть только четыре лапы, два глаза и хвост. И сердце. Но это не тот набор. Не тот.