Елена Полтавская Поэт, писатель, член Союза писателей России, окончила Высшие литературные курсы (семинар прозы Е. Ю. Сидоров) в Литературном институте им. А. М. Горького. Автор и организатор нескольких литературных проектов. Среди них «Литературная гостиная на Патриарших», литературные вояжи, фестиваль «Бунинские Озёрки». |
СТАХОВИЧИ, БУНИН И СУХОДОЛ
И судьбы, судьбы человеческие... Впервые фамилию Стахович я услышала на гостеприимной Становлянской земле чуть больше года назад. А потом уже на фестивале «Бунинские Озёрки» я увидела одного из представителей этой фамилии. Как это бывает, мой взгляд выхватил из толпы человека. Почему? А лицо удивительное, не похожее на другие лица. В выражении читалось такое благородство, такой интеллект, что... Ну нет у нас уже таких лиц. Переродились, растворились, смешались.
А через месяц мы снова увиделись. Я напросилась в гости. Михаил Михайлович уже болел и практически не вставал с кровати. Но говорил, говорил, словно торопился успеть многое сказать. Уже в Москве я начала осознавать масштабность этой встречи. И заторопилась. Заторопилась снова увидеться. С диктофоном и вином, уже знала, что Михаил Михайлович обожает красное вино, я мчалась в начале января в Становое.
Как сейчас помню, чистый снег неторопливо падал на главную площадь села. Вот так бы остановиться, никуда не бежать и раствориться в этой невинной чистоте. Замереть. И не будет прошлого, а главное, не будет будущего. Того самого звонка, прорвавшегося из глубин чьей-то горечи коротким шёпотом: «Умер». И зависнет тишина над селом, остановится время, а бутылка красного вина так и не дойдёт до адресата. И ничего не придёт на память умнее и пронзительнее слов поэта Евтушенко:
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Михаил Михайлович родился в 1921 году не в России. Его отец, Михаил Алексеевич (1889—1967), дипломат, служивший в Норвегии и Швеции, после Октябрьского переворота не смог вернуться на родину и стал вынужденным эмигрантом.Только после 1990 года Михаил Михайлович смог навестить родину своих предков, а в 2005-м году после смерти жены и перебраться насовсем. Зажглась в России звёздочка, которая позвала Михаила Михайловича. А звёздочку ту зовут Татьяна. И женился Михаил Михайлович, и построил дом в селе Становое, и стал мечтать о создании музея в деревне Пальна-Михайловка, в родовом гнезде своих родителей.
М.М. Стахович(1921-январь 2016) на фестивале "Бунинские Озерки |
Михаил Алексеевич Стахович(1889–1967) - отец М.М. Стаховича |
«Когда я описываю Пальну,— писал его отец, дипломат, Михаил Алексеевич, в книге “Ушедшее”, — я вижу старое русское дворянское гнездо и вдруг с ужасом вспоминаю, что от него не осталось и следа, что все эти даровитые, умные, красивые или просто хорошие люди трагически погибли и только несколько полустариков, разбросанных по миру, помнят их ещё».
Дед Михаила Михайловича, Алексей Александрович (1856—1919), был заядлым театралом и одним из учредителей и директоров МХТа. В своё время наделал много шума в московских кругах. Генерал, променявший погоны на театральные подмостки. Благодаря его гостеприимству, в усадьбе в Пальне гостили артисты во главе со Станиславским. Алексей Александрович, пожалуй, — самая трагичная фигура из рода Стаховичей. В 19-м году с наступлением холода, голода и болезней, почувствовав свою ненужность, свел счёты с жизнью. Поэтесса Марина Цветаева на эту трагедию откликнулась циклом стихов.
Высокой горести моей —
Смиренные следы:
На синей варежке моей —
Две восковых слезы.
В продрогшей церковке — мороз,
Пар от дыханья — густ.
И с синим ладаном слилось
Дыханье наших уст.
Когда рассказывают о женщинах рода Стаховичей, то всегда начинают с Софьи Александровны Стахович (1862—1942). Это сестра деда нашего Михаила Михайловича. Именно благодаря Софье Александровне было подготовлено к публикации Полное собрание сочинений Л. Н. Толстого. Состояв в длительной дружбе с семьей писателя, она сумела расшифровать после его смерти многочисленные дневники. Вообще-то с Толстым дружил ещё её отец, Александр Александрович Стахович (1830—1913). Он был великолепным чтецом и иногда читал вслух произведения писателя. Известен такой факт: Л. Н. Толстой, желая видеть в иллюстрациях написанной им пьесы «Власть тьмы» работы И. Репина, пригласил художника к себе, а для чтения этой пьесы позвал своего друга Александра Александровича Стаховича. Так семья Стаховичей познакомилась с великим художником. Репин потом бывал в Пальне. И даже питал нежные чувства к Софье Александровне.
Алексей Александрович Стахович(1856 -1919), дед М.М. Стаховича, и К.С. Станиславский с артистами МХТа в Пальне
Как странно и как важно складывается собственная жизнь, переплетаясь с другими судьбами. Ещё совсем недавно я познакомилась с Михаилом Михайловичем Стаховичем. Совсем ненадолго соприкоснулась с этой планетой, чтобы больше никогда не встретиться. А сегодня на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем я возлагаю цветы на могилу его предков. Нас небольшая группа, и проводником по «русской памяти» согласился быть французский славист, профессор Сорбонны, почётный гость фестиваля «Бунинские Озёрки» Ренэ Герра.
—Говорят, Бунин знал какого-то Стаховича и даже общался с ним в Париже,— говорю я французскому слависту.—Думаю, это Михаил Александрович. Умер в 1923-м.
—Нет, скорее, другой, — и Р. Герра показывает на табличку Александра Александровича Стаховича, эмигрировавшего из России и прожившего в Париже до самой смерти, до 1959 года.
Софья Александровна Стахович (1862-1942), сестра деда М.М. Стаховича. С портрета работы И. Репина. |
Конечно, это дело исследователей разбираться, какой из Стаховичей был знаком с Буниным. Забегая вперёд, скажу: по возвращении в Москву взяла книжицу Милицы Грин «Устами Буниных», и там такая запись: «Неклюдов рассказывал, что он отказался от звания посла при временном правительстве, потому что 5 человек объявили республику, но просили его скрывать это. [...] вот тогда и назначили Стаховича. Я предсказал большевиков, ошибся на 8 дней только.» Вот здесь речь идёт точно о Михаиле Александровиче Стаховиче. В 1917 году Временным правительством он был назначен в Финляндию генерал-губернатором, а в сентябре 1917 года — послом в Испанию. Позже он приедет во Францию и поселится на юге.
А в дневнике В. Н. Муромцевой—Буниной есть такая запись 1920 года об одной из встреч видных политических деятелей русской эмиграции в Париже. «Лекция Яна, несмотря на забастовку такси, состоялась, и было народу довольно много, [...] было много известных людей: кн. Львов, Стахович, Вырубов, Рудневы, Авксентьевы, Маклаковы...» Фамилия «Стахович» есть. Но какой? Может, и Александр Александрович, которому в тот год было 36 лет, и жил он под Парижем.
Мартовская погода в Париже обманчива. Мы кутаемся в тёплые шарфы и торопимся за нашим рассказчиком, французским славистом Р. Герра. Недалеко от могилы Стаховичей, буквально через дорогу, нашёл свой последний приют писатель И. А. Бунин. Отдавая дань уважения памяти Нобелевского лауреата по литературе, задаюсь вопросом: встречался ли И. А. Бунин со Стаховичами до эмиграции?
Ведь и Бунин, и Стаховичи — это столбовые дворяне. Да и имения у них, не сказать, чтобы рядом, но Орловская губерния всё же. Но здесь интересный такой факт получается. Бунин посетил деревню Суходол в 1911 году, а в 12-м написал повесть «Суходол». Там столбовые дворяне Хрущёвы. Так кто же послужил прообразом владельцев разоряющихся дворянских усадеб?
Деревней Суходол владели помещики Дубовицкие, богатейшие землевладельцы. А Мария Александровна Стахович (1827—1872), сестра Александра Александровича, друга Л. Н. Толстого, вышла замуж за Петра Александровича Дубовицкого, будущего наследника «дубовицких» миллионов. Пётр Александрович стал известным хирургом, возглавил Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге. Дослужился до статского советника. Мог стать хорошим хозяином, но наука и общественные дела отнимали время. Но в Суходоле он всё-таки построил больницу. Да и разведением орловских рысаков успел позаниматься. Но наследников не оставил. Жена умерла через четыре года после него, примерно за сорок лет до того, как И. А. Бунин посетил деревню Суходол и написал повесть. Все владения Дубовицких перейдут в руки сестры Петра Александровича, по мужу Мерхелевич. Наследником станет сын Александр, которого будут интересовать только лошади и скачки. А в 1908 году после его смерти усадьбу унаследует его сын Алексей. Так что Хрущёвы из «Суходола» — это, скорее всего, Мерхелевичи, которые не смогли приспособиться к изменившимся условиям.
Эх, судьбы, судьбы. Стаховичи и Илья Репин, Стаховичи и Лев Толстой, Стаховичи и Московский художественный театр. Лето. Жара. Я гуляю по великолепному саду дворянской усадьбы. Направляюсь по тропинке к речке Пальна. Знаю, что слева есть гранитный постамент, где в 1836 году помещиками Стаховичами был установлен первый в России памятник Пушкину (бюст работы архитектора Витали). Правда, к 1917 году памятник утерян. Об этом памятнике есть воспоминания актрисы МХТа Германовой Марии Николаевны, в будущем тоже эмигрировавшей из России. Но в то время, когда она побывала в Пальне, ещё ничто не сулило ей жестоких перемен. «В одном уголку парка стоял бюст Пушкина, и на нём были высечены строчки из «Цыган»:
К чему? Вольнее птицы младость.
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем даётся радость;
Что было, то не будет вновь.
Я часто ходила к Пушкину посидеть на этой скамеечке, напротив его бюста помечтать, подумать. И теперь часто, когда читаю Пушкина, я чувствую запах воздуха России, земли, вижу солнечные пятна на узенькой, песчаной, русской садовой дорожке, кое-где проложенной кирпичами».
Постамента с тропинки не видно. И если не знать место, где свернуть, то и камня этого не заметить. Тропинка безошибочно приведёт к речке, точнее к мостику, старому, развалившемуся, а когда-то направляющему лениво прогуливающихся по саду к «новому» дому Стаховичей. Смотрю на речку. Она так тихо течёт, как будто боится потревожить тайны этого, такого активного в прошлом, творческого поместья. Постою, подумаю, а потом по тропинке вернусь к Главному дому. Там на площадке меня ждёт мой автомобиль. До «нового» дома усадьбы идти пешком далековато.
И опять воспоминания актрисы Германовой М. Н.: «Имение было громадное, с конным заводом, кирпичным заводом, больницей, школой, родильным приютом, маслобойней, школой кустарных кружев, ткацкой мастерской. Заведено всё по-барски, очень широко, элегантно и богато. [...] Теперешний дом был построен как английский коттедж, но зато на другой стороне речки, напротив, стоял большой, старый русский дом с колоннами и полукруглой лестницей в сад».
Смеркается. Я брожу у «Английского» дома. Смотрю на пирамидальные дубы. Сколько же им лет?
Своё начало Стаховичи ведут, пожалуй, аж с XVII-го века. Но если говорить о тех Стаховичах, которые поселились в Пальне, то надо начинать от Александра Ивановича (1794—1871), воевавшего против Наполеона, женившегося на богатой невесте Надежде Перваго и поселившегося в её имении Пальна. Кстати, если начать рассказ, кто и когда строил Главный дом, то можно поговорить о масонах, которыми являлись хозяева усадьбы, уйти в непростую судьбу архитектора, тоже масона, Витберга, поговорить о склонности к мистике русского царя Александра II и попытаться ответить на вопрос, почему после смерти царя было оставлено строительство Храма Христа Спасителя(1) на Воробьёвых горах в Москве. И здесь мы опять столкнёмся с архитектором Витбергом. Почему? Да потому, что по его проекту строили храм. Витберг приведёт нас к Герцену, с которым встретится в ссылке в Вятке. Ой, но так мы никогда не закончим. Лучше нам всё-таки вернуться в Пальну и попробовать понять мистику этого места. Почему мистику? Да потому что масоны в обычных местах не строили.
У Надежды Перваго и Александра Ивановича было трое детей. О двух мы уже упоминали. Это Мария Александровна (1827—1872), вышедшая замуж за наследника «дубовицких» миллионов, и Александр Александрович (1830—1913), великолепный хозяин, талантливый чтец и друг Л. Н. Толстого. Кстати об А. А. Стаховиче писал Гиляровский в книге «Москва и москвичи».
А вот о Михаиле Александровиче (1820—1858), третьем ребёнке первых хозяев усадьбы, стоит сказать особо. Он окончил философский факультет Московского университета, продолжил обучение философии и музыке в Германии. Был заядлым театралом, писал пьесы и играл на гитаре. Его пьесы «Ночное» и «Святки» были в репертуаре столичных театров. Но жизнь оборвалась в 38 лет. Он был убит проворовавшимся бургомистром.
Оба брата, Михаил и Александр, похоронены в Пальне.
«Английский» дом. Здание из красного кирпича молча хранит свою историю. Оно богато опытом, впечатлениями и не торопится этим поделиться. Смотрю на часовенку, за ней на горизонте уходит солнце на покой. И стоишь ты, маленький человек, такой безоружный перед этой эпохой. Говорят, потомки Стаховичей, разъехавшись по миру, воссоздавали в своих жилищах имение Пальна, о котором их родители никак не могли забыть.
(1) В истории известен такой факт. Храм Христа Спасителя создавался по проекту архитектора Витберга на Воробьёвых горах. Камень на месте строительства храма был заложен 1 сентября 1817 года. На строительство было отведено 8 лет. Руководил строительством сам архитектор, не имевший никакого опыта в строительстве. В 1825 году умирает император Александр I. В 1827 году Николай I останавливает строительство. Архитектор Витберг попадает в ссылку за разорение казны. Николай I вернётся к задумке храма спустя три года. Конкурс выиграет архитектор Тон. И храм будет построен в том месте, где стоит по сей день.
Литература
1. Германова. М. Н. Воспоминания. Из материалов Краеведческого музея с. Становое.
2. Гиляровский. В. А. Москва и москвичи. М.: Советский писатель, 1935.
3. Елецкие корни (Очерки истории Елецкого уезда. Вып. 2). Елец: Елецкие куранты, 1996.
4. Орловский мудрец, опередивший время. Муромцевские чтения. Орёл, 2011.
5. Позднякова. М. Н. Просветительная деятельность рода Стаховичей. Дис. к. пед. наук. Елец, 2004.
6. Станиславский. К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1972.
7. Стахович. А. А. Клочки воспоминаний. М., 1904.
8. Стахович. М. А. Верить ли Ватикану? М.: Сретенский монастырь, 1997.
9. Стахович-младший М. А. Окружение. Родство. Сб. Материалов из Париж. Архива семьи Стаховичей. Елец: ЕГУ, 2004.
10. Стахович. М. А. Ушедшее. Елец, 1996.
11. Стахович. М. М. Жизнь, как я ее понимаю. Липецк, 2010.
12. Устами Буниных. Дневники. Т. 2. Франкфурт-на-Майне: Изд. «Посев», 1981.
13. Цветаева М. Избранные произведения. М.: Советский писатель, 1965.