Арина Грин

«Страшная сила»

 

Красота беспомощна по своей сути. И гигантской планете, задыхающейся в железных руках прогресса, безразлично, что вечерний февраль морозит тротуары, а в широких ладонях горизонта, как огромный снежный шар, тает простуженное солнце, заставляя искриться пушистый снег. Ей безразлично, что вишни в мае надевают подвенечный наряд душистого цветения, а осенью леса горят пожаром багряной листвы. Планете нужны конкретные действия, которые смогут умыть её от чёрного дыма, спасти от бесконечного мусора. И красота тут, на первый взгляд, абсолютно бессильна. Единственное, на что она способна – это заставить быстрее биться наши сердца.

Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Человек обычно тянется к тому, что ему близко по духу, к тому, что ему «по душе». И от того, какая у человека душа, зависит его понятие о красоте.

Условно, душу можно сравнить с ребёнком. И представление о красоте формируется по мере её взросления под влиянием реалий современности. Если ребёнку объяснить, что Баба Яга красива, а Василиса Прекрасная уродлива, то он и впоследствии будет оценивать окружающую действительность относительно этой заданной ему шкале. И главным духовным учителем, в данном случае, является литература, которая и задаёт нравственную систему ценностей в целом, и представления о красоте в частности.

Всем известно, что «написанное пером не вырубишь топором». А почему? Потому что слово обладает природой семян одуванчика. Пущенное по ветру поэтом или писателем оно само находит своего читателя, пускает корни сначала просто в его памяти, потом в его сердце, быстро осеменяется и прорастает во всё большем и большем количестве душ.

О чём обычно пишут литераторы? О красоте. Красоте природы, поступков, окружающего мира. О том, что с их точки зрения прекрасно и заслуживает особого внимания. Поэты и писатели могут законсервировать красоту в своих произведениях, и тем самым сделать её доступной гораздо большему количеству людей. Искусство бессмертно. И на плечах каждого из литераторов лежит ответственность перед вечностью, так как именно от них зависит в каком виде красота дойдёт до своих читателей. Но что на сегодняшний момент представляет собой литература?

Всероссийские литературные премии примеряют на себя имена знаменитых писателей и поэтов, заманчиво, продвигают идею развития «интеллектуально-нравственного потенциала молодежи» и, наконец, гордо пропагандируют произведения финалистов и победителей, разбрасывая на бескрайних просторах Интернета их произведения, «покорившие жюри». Прорастая на благодатной почве мировой сети, произведения победивших авторов быстро находят свою аудиториею. Новое поколение, стремясь покорить писательский олимп, с готовностью учится этому ремеслу у своих коллег по перу и…

Вместо вечернего февраля красивыми признаются «красная пустыня», которую «меряют самоубийцы», очарование найденного в банке Кафе Пеле «трупа ифрита» затмевает прозаичный блеск звёздных россыпей, «Азия с выколотыми глазами» уверенно отодвигает на задний план устаревшую пушкинскую осень. И «накормленный» подобными текстами читатель уже не поднимает глаза от заплеванного тротуара, когда в сентябре идёт с работы домой, понимая, что никакого трупа он в небе не увидит.  А поэт, в лучшем случае, свысока посмотрит на подвенечное майское цветенье, чтобы ещё раз убедиться в примитивности образа и отправиться рассматривать «адскую мглу» подъездов. Сейчас это называется творческим поиском, самовыражением. Но эта грязь никогда не пострадает от того, что природа задыхается от мусора. А выручать «банальные» цветочки-тропинки уже вроде нет никакого смысла.

Красота не может спасти планету. Но она единственная может остановить занесённую для очередного удара руку, так как человеку крайне сложно разрушить то, что ему кажется красивым. Для него это неестественно, это противоречит человеческой сущности. И получается, что если он будет считать красивой пустыню, то и стремиться он будет к ней, а не к зелёным полям.

Красота настолько многогранна, что похожа на огромную радиостанцию. В ней много волн, и литература настаивает человека на ту или иную линию вещания. Но если все мы сейчас зададим неправильные ориентиры будущим писателям и поэтам, то образуется одна огромная радиоактивная волна, которая разрушит и нас, и грядущее поколение, и всю планету. Чем больше стихов и книг заболеют подобным «самовыражением», тем больше душ будет заражено этой ложной красотой, тем сложнее будет спасти мир.

Поэты и писатели! Прошу вас, опустите ноги в синюю воду небосвода! Посмотрите, как звёзды, словно светлячки, низко-низко летают над неподвижной небесной гладью! И прислушайтесь! Как волшебно пахнет шум майской тиши! А потом налейте в ладони млечный путь и постарайтесь напоить читателей этим белым, густым какао, похожим по вкусу на сгущенное молоко. Чтобы им захотелось сохранить это небо до следующей ночи.