Анна Николаевна Илюхина
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Направление подготовки: 43.03.02 Туризм e-mail: ilyuxina1997@bk.ru
ВЕБ-САЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА
«РОССИЯ ИВАНА БУНИНА»
Привлекательность туристской территории — это один из основных факторов формирования устойчивого туристского потока. Туристская привлекательность определяется рядом факторов ив современной науке обозначается термином аттрактивность. «Аттрактивность центра туризма или туристской дестинации определяется наличием объектов туристского интереса, которые впоследствии становятся целью туристского путешествия. Традиционно данное понятие ассоциируют с различными видами развлечений, времяпрепровождением, досугом. Тем не менее аттрактивность следует связывать и с инфраструктурными объектами, которые привлекают туристов» [4, С. 11, 15]. Нередко аттрактивность территории обуславливается именами выдающихся людей. С историей Липецкой области связаны такие известные фигуры, как например Петр I, А.Д. Меншиков, И.А. Бунин, М.М. Пришвин, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Е.И. Замятин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Тихон Задонский, Амвросий и Нектарий Оптинские, Силуан Афонский и другие. Из этого многообразия мы особенно хотим выделить имя известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина, в судьбе которого огромную роль сыграли Елец и Елецкий край.
Большая часть жизни И.А. Бунина была связана с Елецким уездом Орловской губернии, где прошли его детские и юношеские годы, где он сформировался как писатель. Все очарование родных мест оставалось до конца жизни в памяти Бунина и оживало на страницах его многочисленных произведений. «В настоящее время на рынке туризма представлены предложения экскурсий в город Елец и Становлянский район с посещением объектов, связанных с жизнью и творчеством писателя. На рынке туризма их предлагают турфирмы Ельца, Липецка и туроператор “Ванд” (Москва). В Ельце объектами посещения выступают: литературно-мемориальный музей писателя, бывшие мужская и женская гимназии, дворянский сад, памятник писателю у городских курантов, храм Михаила Архангела (входит не во все программы); в Становлянском районе: место, где стоял хутор Бутырки, музей писателя в Озерках (частный музей, который функционирует сезонно и принимает гостей в ограниченном количестве по предварительной договоренности). Однако устойчивого туристского потока эти предложения не формируют. Также на рынке туризма представлен фестиваль “Антоновские яблоки”, концептуально связанный с жизнью и творчеством писателя» [1]. Бунинское наследие чрезвычайно богато и разнообразно. На наш взгляд, его необходимо активнее использовать на территории Липецкой области для развития культурно-познавательного туризма.
Всемирная сеть интернет приобретает с каждым годом огромную популярность. В интернете можно найти любую необходимую информацию за короткое время, не выходя из дома. Множество компаний и частных предпринимателей предлагают свои услуги через интернет. Решением подобного вопроса является создание собственного веб-сайта. Веб-сайт — один самых действенных инструментов вербования мотивированной аудитории фирмы.
Сайт является не только мощным инструментом рекламы компании, он также может является инструментом продвижения туристского потенциала территории. Для того чтобы у потенциального туриста появилось желание посетить ту или иную территорию, необходимо привлечь его интерес. Добиться этого можно с помощью аттрактивности центра туризма или туристской дестинации.
Основная цель проекта заключается в разработке сайта, на котором представлен туристский потенциал города Ельца и его окрестностей, связанный с жизнью и творчеством И.А. Бунина. Сайт должен удовлетворять информационным запросам посетителя. Все разделы и информация на нем должны находиться в легком доступе. При создании сайта как инструмента продвижения Липецкой области на рынке туризма под брендом «России Ивана Бунина» мы применяем проектный метод. В рамках данного метода проведено планирование видов работ в соответствии с поставленными задачами, определены этапы работ и ресурсы, необходимые для реализации проекта. Для решения поставленной цели предполагаются следующие задачи:
- Определить виды работ;
- Создать временной график работ;
- Провести анализ объема данных;
- Определить сегмент потребителя;
- Определить структуру сайта и разработать нейминг странниц;
- Подобрать информацию в соответствии со структурой страниц;
- Подобрать подходящую платформу для создания сайта;
- Подобрать фотоматериалы для страниц-разделов сайта;
- Разработать дизайн сайта.
- Создать текст для сайта;
- Разместить сайт «Россия Ивана Бунина» в сети интернет.
Как можно заметить, на основном этапе необходимо определить виды работ по проекту и создать временной график работ. Это самая важная часть проекта. Все последующие задачи вытекают именно из первых двух.
На следующем этапе необходимо провести анализ объема данных. Основными понятиями на данном этапе являются «Бунинская Россия» и «Бунинский город». Именно так поэтически назвал К.Д. Паустовский [3] старинный город Елец и окружающее его деревенское пространство, сформировавшее в Бунине и в героях его книг национальное сознание. Подобно тому, как Л.Н. Толстой без Ясной Поляны не мог представить себе Россию, не мог до пристрастия любить ее, так и Бунин через Елец и Елецкую древность входил в то самое ощущение России и своего родства с ней.
Чтобы подобрать соответствующий материал, необходимо изучить следующие произведения И.А. Бунина: «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», «Косцы», «Худая трава», «Захар Воробьев», «Митина любовь», «Легкое дыхание», «Над городом», «Поздний час». Также работа связана с составлением библиографического списка работ, посвященных изучению жизни и творчества писателя в контексте их связи с территорией бывшего Елецкого уезда Орловской губернии. Результат данной работы — перечень цитат для размещения на сайте.
Следующий этап работы связан с маркетинговым исследованием, позволяющим определить сегмент потребителя, на которого рассчитан данный веб-сайт.
Сегментация — это разделение рынка на четко выделенные группы покупателей, требующих отдельный товар. Под рынком понимается потенциальный рынок фирмы, который определяет группу людей со сходными требованиями по отношению к определенному товару или услуге, а также го товность и возможность покупать. «Целевой сегмент — это однородная группа потребителей целевого рынка фирмы, обладающая схожими потребностями и покупательскими привычками по отношению к товару фирмы» [2, С. 203].
Единого способа сегментации не существует. Ф. Котлер предложил использовать следующие критерии для деления туристского рынка:
1) сегментация по географическому принципу — это деление рынка на различные географические единицы (нации, страны и т.д.);
2) сегментация по демографическому принципу — группирование по демографическим признакам (возраст, пол, доход, род занятий, религия и т.д.);
3) сегментация по психографическому принципу — это принадлежность к определенному социальному классу, стилю жизни и типу личности;
4) сегментация по типам поведения — деление рынка на группы по уровню их знания, характеру использования продукта, отношению к продукту и реакции на него.
В ходе проведенных исследований определился тип сайта «Россия Ивана Бунина» —информационно-тематический, который предназначен для широкого круга потребителей: он должен быть удобен как одиночным, так и семейным туристам и экскурсионным группам. Также сайт может быть использован не только в сфере туризма, но и в образовательных целях — с целью знакомства и изучения желающими истории и культуры Липецкого края.
Следующий этап проекта — разработка структуры сайта. Структура сайта и нейминг страниц сформированы следующим образом:
1. Страница (главная) «Древний и молодой город»; 2. Страница «Истоки дохновения Ивана Бунина»; 3. Страница «Родина детства»; 4. Страница «Антоновские яблоки»; 5. Страница «ЕГУ им. И.А. Бунина»; 6. Страница «Интересный город»; 7. Страница «Гостеприимный город»; 8. Страница «Вкус русской провинции». Информация о предприятиях сферы обслуживания, которая непосредственно не связана с жизнью и творчеством писателя, также способствует росту привлекательности бренда «Россия Ивана Бунина».
На следующем этапе происходит отбор информации в соответствии с вышеизложенной структурой страниц. В первую очередь составлен список мест, которые связаны с жизнью и творчеством И.А Бунина: 1. Дом-музей И.А. Бунина — Дом Ростовцевой; 2. Мужская гимназия; 3. Женская гимназия; 4. Дом Пащенко, улица Пушкина; 5. Городской парк; 6. Церковь Михаила Архангела; 7. Вознесенский собор; 8. Пожарная каланча; 9. Знаменский монастырь; 10. Покровская церковь; 11. Улица Торговая; 12. Черная слобода; 13. Бабий базар; 14. Аргамач; 15. Мост через Быструю Сосну; 16. Детский парк; 17. Сенная площадь ул. Коммунаров; 18. Старое кладбище; 19. Мужской монастырь; 20. Дом Бякина на Торговой (не сохранился); 21. Дом ваятеля кладбищенских памятников (не установлен); 22. Дом родственницы Бунина Орловой-Петиной; 23. Введенская церковь; 24. Острог.
Также были составлены списки, актуальные с точки зрения туризма, средств размещения и питания в горо де Ельце. Списки представлены следующим образом: 1. Гостиница «Интурист-Елец»; 2. Гостиница «Ельчик»; 3. Гостиница «Снегири»; 4. Гостиница «Гранд Елец»; 5. Гостиница «Лада»; 6. Гостиница «Весна»; 7. Отель «Парнас»; 8. Мини-отель «Базилик»; 9. Мини-отель «Наш Елец»; 10. Отель «Советская 49»; 11. Хостел «Турист».
1. Кафе «Лондон»; 2. Кафе «Милано»; 3. Ресторан «Александрия»; 4. Ресторан «Старый город»; 5. Кафе «Олень»; 6. Кафе «Томато»; 7. Кафе «Венеция»; 8. Ресторан «Серебряная роза»; 9. Кафе «Ельчик»; 10. Кафе «Джем»; 11. Кафе-караоке «LetoBar»; 12. Кафе «Макао»; 13. Кафе «Пончик»; Ресторан быстрого питания «Макдоналдс»; 15. Ресторан «Онегин».
Список досуговых объектов, соотнесенный с темой «Город Ивана Бунина», представлен следующими типами объектов:
1. Литературно-мемориальный музей И.А. Бунина; 2. Елецкий городской краеведческий музей; 3. Художественный отдел елецкого краеведческого музея; 4. Дом-музей Т.Н. Хренникова; 5. Дом-музей Н.Н. Жукова; 6. Музей народных ремесел и промыслов; 7. Военно-исторический музей.
Также в данный список включен музейно-выставочный комплекс Е.П. Крикунова: 1. Музей художника П.Б. Блуднова; 2. Музей елецкого кружева; 3. Музей художника В.И. Шевченко; 4. Музей истории СССР и символики советского периода; 5. Культурный центр имени В.С. Сорокина.
Из числа городских учреждений культуры в список включены: Историко-культурный центр «Прожектор»; драматический театр города Ельца «Бенефис».
Основным этапом проекта является подбор наиболее подходящей платформы для создания сайта. Предметом анализа в данном случае являются различные конструкторы веб-сайтов. Из всего многообразия различных программ был выбран конструктор Wix. Он широко известен во всем мире и удобен прежде всего для начинающих пользователей. Сервис подходит для создания прекрасных веб-сайтов и промо-страничек с необычным дизайном за счет простого и понятного графического редактора.
Для оформления страниц сайта необходимо подобрать фотоматериалы из музейных и частных архивов старинных фотографий города Ельца по тематическим группам:
- фотографии, связанные с жизнью и творчеством И.А. Бунина;
- фотографии памятников архитектуры и музеев;
- фотографии гостиниц и иных средств размещения;
- фотографии предприятий питания.
Техническая работа по конструированию сайта имеет определенные сложности, которые связаны с дизайном страниц и размещением текста на страницах. Завершающий этап работы над сайтом — его размещение в сети интернет и создание аккаунтов в социальных сетях, которые привязаны к сайту. Это позволит сформировать интерес у потенциальных туристов к «Городу Ивана Бунина» как интересному туристскому направлению.
Мне было очень интересно работать над этим проектом. Благодаря ему я познакомилась с наследием Ивана Алексеевича Бунина и надеюсь, что разрабатываемый сайт, размещение которого в интернете планируется уже в текущем 2018 году, отразит мою радость от знакомства с творчеством великого русского писателя. Елец по праву можно назвать «Городом Ивана Бунина». В произведениях писателя он занимает огромное место. Бунин описывает его с глубоким трепетом и душевной теплотой. Проходят минуты, часы, годы, но и сам город, несмотря на все произошедшие с ним перемены, до сих пор сохраняет неповторимое обаяние русской провинции и бережет память об Иване Алексеевиче.
- Климова Г.П., Иванова Р.М., Скроботова О.В. Творчество И.А. Бунина в контексте развития туризма на территории Липецкой области // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12-3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchest-vo-i-a-bunina-v-kontekste-razvitiya-turizma-na-territorii-lipetskoy-oblasti (дата обращения: 01.07.2018).
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 464 с.
- Паустовский К.Г. Иван Бунин // Бунин И.А. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 15 (дополнительный). М.: Воскресенье, 2007. 624 с.
- Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие. М.: КноРус, 2010