Лариса Юрченко - Статья из Альманаха "Бунинские Озерки" 2015


Лариса Юрченко

Кандидат филологических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина


ОБРАЗ ЕЛЬЦА В РОМАНЕ И. БУНИНА «ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА»


  Структура художественного об­раза одновременно и консервативна, и изменчива. Любой художественный образ включает в себя как реальные впечатления автора, так и вымысел. Образ бунинского Ельца – это сово­купность многообразных и обильных чувственных впечатлений: звуков, запахов, оттенков цвета, любовных и религиозных переживаний.

  Бунинский Елец– это мир нераз­ложимых контрастов, оксюморонных микрообразов, где страдание сродни счастью. Автор активно использует прием «остранения» (В. Шкловский), когда знакомые вещи предстают в не­обычном свете, т.е. разрушается авто­матизм восприятия. Таким образом привлекается внимание читателя. Общеизвестен факт, что Бунин, как никто другой, умел показать ошелом­ляющую странность обычного.

  Образ Ельца он пронес через всю творческую жизнь. Этот образ постоянно волновал его и не отпускал от себя и в стихотворных, и в проза­ических произведениях. Интерес­нейшая работа Т.В. Красновой, ос­нованная на скрупулёзном анализе топонимов в художественной прозе Бунина, является тому подтвержде­нием. Однако само название «Елец» практически невозможно обнаружить на страницах бунинских произведе­ний. Воспроизводя город, сохраняя названия елецких улиц, до удивле­ния топографически точно описывая елецкие реалии, елецкий ландшафт, Бунин не именует его. Т.В. Красно­ва высказывает мнение, что писа­тель намеренно избегает дорогих ему имён, не употребляя их всуе.

  «Из этих событий на первом месте стоит моё первое в жизни пу­тешествие, самое далёкое и самое необыкновенное из всех моих по­следующих путешествий. Отец с ма­терью отправились в ту заповедную страну, которая называется городом, и взяли меня с собой»

  Одним из ведущих, принципи­ально важных для всего творчества Бунина мотивов, является мотив древности. Возможно, именно Елец с его заповедными древнерусскими легендами, которыми в нём овеян каждый камень, с величественны­ми храмами, связанными с русской историей, и стал причиной, точкой отсчёта этой бунинской темы, од­ним из лейтмотивов его творчества. «Сам город тоже гордился своей древностью и имел на то полное пра­во: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал сре­ди великих чернозёмных полей Под­степья на той роковой черте, за ко­торой некогда простирались “земли дикие, незнаемые”, а во времена княжеств Суздальского и Рязанско­го принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову лето­писцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею…»

  В «Жизни Арсеньева» образ Ельца – это именно образ, открыва­ющийся в субъективном восприятии, в глубоко личном, интимном пере­живании, это город-храм под откры­тым небом, имеющий особое значе­ние в процессе становления Бунина как художника слова. Он дан в таком контексте, что становится ясной его универсальность, неповторимость. Поэзия таинства бытия в его косми­ческом величии раскрывается через образ города, поэтика имён которо­го звучит музыкой далёкой русской древности: «Дальше, за притоком, – Чёрная Слобода, Аргамача, скали­стые обрывы, на которых она стоит, и тысячи лет текущая под ними на далёкий юг, к низовьям Дона, река, в которой погиб когда-то молодой татарский князь: о нём тоже очень хочется что-нибудь выдумать и рас­сказать в стихах»

  Художественный мир отрывков, посвящённых городу, – это особый пространственно-временной кон­тинуум, характеризующийся особой атмосферой, где каждая художествен­ная деталь несёт на себе целый пласт культурологических, исторических, мифологических ассоциаций. Это страницы, рассказывающие о жизни души, о её формировании. Повество­вательная манера неоднородна: поток сознания и внутренняя речь смешива­ют картины сиюминутной реальности с образами прошлого, отдельные пас­сажи носят чисто публицистический характер. Точно излагаемые факты соседствуют с выразительной, взвол­нованной, насыщенной образами ре­чью, подчас переходя в эмоционально окрашенное высказывание: «– Гуси летят, – с удовольствием говорит Ро­стовцев, входя в дом в тёплой чуй­ке и тёплом картузе и внося с собой зимний воздух. – Сейчас целый косяк видел… Купил у мужика два воза ка­пусты…. И на душе у меня делается хо­рошо и так грустно, грустно. Я остав­ляю Вальтер Скотта, которого взял читать из гимназической библиоте­ки, и задумываюсь, – мне хочется по­нять и выразить что-то происходящее во мне. Я мысленно вижу, осматриваю город. Там, при въезде в него, – древ­ний мужской монастырь…»

  Ведущий мотив в создании об­раза города – мотив времени, ха­рактеризующийся обратимостью, нелинейностью и многогранностью. Исторические устремления имеют глубокую временную перспекти­ву, соотносящуюся с беспредельно­стью прошлого и будущего. Точка отсчета на временной оси художе­ственного образа города постоянно перемещается из прошлого в настоящее. Эти переключения времени свя­заны обычно с темой истории Ельца, а если шире, то истории России. Та­ким образом, они служат средством создания лейтмотивов романа, сли­вая текст в тесно спаянное целое.

  Бунин сплетает в цепочке ассо­циаций сегодняшнее и давно минув­шее, скоротечное и непреходящее, обиходное и легендарно мифологи­ческое. Так писатель подчеркивает неразрывную связь этих измерений в бытии универсума, выражает та­инственное родство душ ушедших и современных поколений: «На гро­мадных запертых воротах монасты­ря, на их створах, во весь рост были написаны два высоких, могильно­изможденных святителя в епитра­хилях, с зеленоватыми печальными ликами, с длинными, до земли раз­вернутыми хартиями в руках: сколь­ко лет стоят они так – и сколько ве­ков уже нет их на свете? Всё пройдет, всё проходит, будет время, когда не будет в мире и нас…»

  По Бунину, настоящее обрета­ет ценность благодаря своим свя­зям с прошлым, чтобы ощутить современность, почувствовать пре­лесть бытия, ему нужно окунуть­ся в прошлое, прогуляться сквозь призму веков истории. Писатель романтизирует былое, в его мироо­щущении движение идёт не от хао­са к космосу, а наоборот,– от космо­са к хаосу, поэтому Бунину именно прошлое Ельца видится его «золо­тым веком».

  Доминирующими деталями елецкого пространства на страни­цах «Жизни Арсеньева» становятся церкви и монастыри, отсюда – особая эстетика пейзажных характеристик, несущих на себе печать сакрально­сти и особого лиризма. Елецкие хра­мы, воздвигнутые во славу Божию и для увековечения ратных подвигов многострадального города, подвер­гавшегося многочисленным татар­ским нашествиям, оказали огромное воздействие на романтическую душу будущего писателя. Описания горо­да поражают ощущением странной притягательности, какую неизмен­но содержат в себе места, связанные с детством, юностью. Елец не про­сто фон действия или среда, где развёртываются события, но и со­ставляющая личности героя, то, что определяет его мировоззрение. Его описание даётся как с внешней, так и с внутренней позиции, простран­ство города не только созерцает­ся, но и переживается: «…почему­то томлюсь мыслью о его старине, о том, что когда-то его не раз осаж­дали, брали приступом, жили и гра­били татары: я в этом чувствую что­то прекрасное, что мне мучительно хочется понять и выразить в стихах, в поэтической выдумке…»

  Описание города насыщено многочисленными деталями, под­час натуралистическими. Под­робно, как на картинах старых мастеров, выписан быт мещан Ро­стовцевых, у которых Арсеньев жи­вёт на квартире, «в нахлебниках». Бунин рисует его с особой любовью, где важна национально-религиоз­ная составляющая. Он учит видеть красоту в каждодневном, обычном, реальном, иногда ужасном и без­образном. Картины быта и уклада дома Ростовцевых – это утончённое любование обыденным.

  Детали реальности развива­ются и обогащаются воображением автора, его интеллектом, памятью. Бунин вносит в образ множество ас­социаций. Часто первоначальным толчком становятся ощущения: ося­зательные, зрительные, слуховые, обонятельные, последние особен­но важны и разнообразны: «А ка­кой пахучий был этот город! Чуть не от заставы, откуда ещё смутно ви­ден был он со всеми своими несмет­ными церквами, блестевшими вдали в огромной низменности, уже пахло: сперва болотом с непристойным на­званием, потом кожевенными заво­дами, потом железными крышами, нагретыми солнцем, потом площа­дью, где в базарные дни станом сто­яли съезжавшиеся на торг мужики, а там уж и не разберёшь чем: всем, что только присуще старому русско­му городу…»

  «…навсегда запомнилась его свежесть и прохладный, очарователь­ный запах обрызганных им цветов, которые, как я узнал потом, назы­вались просто “табак”: запомнились потому, что этот запах соединился у меня с чувством влюбленности, ко­торой я впервые в жизни был сладко болен несколько дней после того»

  «…где стоит вокзал, тоже волну­ющий своими запахами, – жареных пирожков, самоваров, кофе, – сме­шанными с запахом каменноуголь­ного дыма, то есть тех паровозов, что день и ночь расходятся от него во все стороны России…»

  Бунин, рисуя реальность, не­ожиданно создаёт символ, кажется, не подозревая о нём, кажется, не тво­ря его преднамеренно. Его символы поэтому непроизвольно врастают в действительность. Нигде не разры­вается целостная ткань явлений. Ав­тор, доверяясь реальности, не навя­зывая ей предумышленного смысла, неожиданно находит символы при создании живых подвижных картин.

  «Возвращаясь после ученья до­мой, мы с Глебочкой нарочно шли по той улице, где была женская гимна­зия… Солнце садилось, все было чи­сто, молодо и всё розовело – снежная улица, снежные толстые крыши, сте­ны домов, их блестящие золотой слю­дой стекла и самый воздух, тоже мо­лодой, крепкий, веселящим эфиром входивший в грудь. А навстречу шли из гимназии гимназистки в шубках и ботиках… и некоторые из них звон­ко и приветливо говорили на ходу: “Милости просим на бал!”»

  Описание на первый взгляд представляет собой слепок с реально­сти, беглую фотозарисовку. Но сам от­бор деталей вещей и явлений говорят не столько о мире, сколько об избран­ном угле зрения, о мировидении и чув­ствовании смотрящего. Пейзаж пере­даёт не столько образ Ельца, сколько душевный настрой лирического героя и автора. За видимой реальностью стоит её образ, знак, символ.

  Важная черта «елецкого тек­ста» – уподобление города человеку: «Город вставил в окна зимние рамы, топит печи, тепло оделся, запасается на зиму всем, чем полагается, с удо­вольствием чувствуя уже зимний уют и тот старый наследственный быт, которым он живёт столетия, – по­вторяемость времён года и обычаев»

  «…и город, всегда с величай­шей беспощадностью над ней из­девавшийся, вдруг закатил ей чуть не царские похороны»

  Таким образом, на страницах «Жизни Арсеньева» за городом за­крепляется семантика организма, живущего своей жизнью. Бунин­ский Елец – не фон или декора­ция, и даже не элемент пейзажа, а персонаж, способный к действию, он одушевлен.

  Однако природа образа города у Бунина двойственна: наряду с по­ложительным полюсом, он включает в себя и отрицательный. Эта тема свя­зана с одиночеством ребёнка, оказав­шегося в чуждой ему мещанской среде. В городе он лишён деревенской воль­ницы, мелкопоместного дворянского быта, изолирован от родных. Отрица­тельный полюс, тёмное начало даёт о себе знать даже во время первого, са­мого сказочного путешествия Алексея Арсеньева в город. Его знаком стано­вится тюрьма, увиденная мальчиком навыезде:«На самом выезде из города высился необыкновенно огромный дом, не имевший совершенно ничего общего ни с одним из доселе виден­ных мною домов, – в нём было вели­кое множество окон и в каждом окне была железная решётка, он был окру­жён высокой каменной стеной, а боль­шие ворота в этой стене были наглухо заперты…»

  Мотив тюрьмы приобретает сим­волическое значение. Это часть город­ского пространства, с которым связано трагическое, знак безысходности су­ществования. Пространство тюрьмы противоположно счастливому бытию, но она входит в жизнь лирического героя против воли последнего, лишая его дорогого человека – старшего бра­та. Бросающееся в глаза постоянное сопряжение тюрьмы и монастыря – не просто психологическая деталь, но и метафора неблагополучного со­стояния мира, отражение экзистенци­альных аспектов бытия.

  Образ провинциального горо­да – символического пространства исконно русского бытования – не ли­шен жизненного драматизма и в то же время это то место, с которым Бунин ощущает кровную, органи­ческую связь. Создавая образ Ельца в «Жизни Арсеньева», он творит рус­ский мир и творит его через десяти­летия после «этой жизни» в другой стране, в эмиграции, с удивительной топографической точностью, с мас­сой пейзажных и детальных харак­теристик. Недаром О.В. Сливицкая называет Бунина «субъективней­шим певцом объективного мира»