Г.П. Климова Доктор филологических наук, профессор, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина |
И.А. БУНИН И ЕЛЕЦКИЙ КРАЙ
Родные места Бунина, ядро Бунинской России – Елец и Елецкий край. Именно эти места сформировали мировоззрение, творческую систему писателя. Они остались с ним и после разлуки с родиной, вошли в лучшие бунинские произведения, написанные за рубежом («Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», цикл «Тёмные аллеи»). В XX веке Бунин выразил то, что некогда обозначил Пушкин: «Два чувства с детства близки нам, в них обретает сердце пищу – любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». В прозе Бунина можно найти много описаний елецких мест, которые и сегодня существуют. Но для нас не менее важными oстаются и те деревни и усадьбы, которые уже стёрты временем с лица земли. Литература стала хранительницей прошлого России, Бунин стал одним из тех, кто оставил правду о нём.
Елецкий край совсем не случайно был местом рождения, деятельности и вдохновенного творчества многих русских писателей. Самой яркой звездой стал Бунин – первый русский Нобелевский лауреат в области литературы. Он считал себя изгнанником, но время показало иллюзорность разделения русских на два потока. Родина осталась для Бунина той вечной ценностью, которая помогла творить и в изгнании.
Город Елец известен всему миру как прототип художественного образа, созданного в романе «Жизнь Арсеньева» Иваном Буниным: «Самый город тоже гордился своей древностью и имел на то полное право: он впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих чернозёмных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались «земли дикие, незнаемые», а во времена княжеств Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первые ложились костьми за неё. В своё время он, конечно, не раз пережил всё, что полагается: в таком-то веке его «дотла разорил» один хан, в такомто другой, в таком-то третий, тогдато «опустошил» его великий пожар, тогда-то голод, тогда-то мор и трус» [1, т. 6, с. 58-59].
Род Буниных был связан с Ельцом и Елецким уездом в течение нескольких веков: «У деда была земля в Орловской губернии (в Елецком уезде), в Тамбовской и Воронежской, но, кажется, понемногу» [1, т. 9, с. 254]. Иван Бунин родился в Воронеже, но летом 1874 семья возвратилась в Елецкий уезд на хутор Бутырки: «Тут в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной» [1, т. 9, с. 254].
Сам писатель подчёркивал, что впечатления раннего детства оказались связанными не с городом, а с деревней: «Лет с семи началась для меня жизнь, тесно связанная в моих воспоминаниях с полем, мужицкими избами, а потом с ними и с моим воспитателем» [1, т. 9, с. 256].
Удивительное сочетание поля, леса, крестьянского мира с классическим дворянским воспитанием дало впоследствии возможность глубочайшего проникновения в душу человека и природы, умение изобразить музыку, цвет, запах. А начиналось это в Елецком уезде, где юный Бунин «по целым дням стерёг с ними скотину» [1, т. 9, с. 256]. И продолжалось рядом с образованным человеком Н.О. Ромашковым, владевшим тремя языками, выучившим мальчика читать по «Одиссее» Гомера, бредившим Дон-Кихотом и рыцарями, игравшим на скрипке, рисовавшим акварелью, писавшим стихи.
Бутырки располагались далеко от основных большаков и железных дорог. Впоследствии в бунинских рассказах и стихах появляется образ затерянного в глуши хутора, полей, похожих на безграничное море. В поэзии можно выделить много стихотворений, восходящих к бутырской усадьбе. Назовём лишь некоторые из них, где узнается дом и поля в Бутырках: «Как печально, как скоро померкла на закате заря!», «В темнеющих полях, как в безграничном море...», «И снилося мне, что осенней порой в холодную ночь я вернулся домой», «Мать», «На хуторе».
В Бутырках уже никто не живет. Но стоит на окраине хутора голубец: «За крайней избой нашей степной деревушки и пропадала во ржи наша прежняя дорога к городу. И у дороги, в хлебах, при начале уходившего к горизонту моря колосьев, стояла белоствольная и плакучая берёза. Глубокие колеи дороги зарастали травой с жёлтыми и белыми цветами, берёза была искривлена степным ветром, а под её легкой, сквозной сенью уже давным-давно возвышался ветхий, серый голубец, – крест с треугольной тесовой кровелькой, под которой хранилась от непогод суздальская икона Божией Матери» [1, т. 2, с. 194]. Несомненным является тот факт, что во многих ранних рассказах Ивана Бунина перед нами оживают Бутырки: «Кастрюк», «На хуторе», «Вести с родины», «Эпитафия», «Байбаки». Отдельные черты жизни в Бутырках вошли в рассказы «Мелкопоместные» (Из жизни елецких помещиков), «Антоновские яблоки», «В деревне».
На хуторе сохранились остатки фундаментов усадебного дома, служб, ледников и подвалов. А далеко в поле уходят кусты сирени, которая всё так же буйно цветёт каждой весной. Осенью 1990 года в Бутырках установлен первый памятник Ивану Бунину.
Ближайшими к Бутыркам деревушками были Смыгаловка и Новосёлки (Адоньево). Сегодня там остались лишь небольшие пруды и усадьбы, обсаженные ветлами.
В романе «Жизнь Арсеньева» Бунин называет своё поместье хутором Каменка, хотя прототипом были Бутырки: «Может быть, младенчество моё было печальным в силу некоторых частных условий? В самом деле, вот хотя бы то, что рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание» [1, т. 6, с. 9].
Родовое поместье Буниных по отцу называлось Каменка-БуниноСемёновское. Сейчас эта деревня называется Бунино. Её не переименовали, просто из всех Каменок осталось одно это селение. Почти все другие исчезли: Каменка-Ромашковка, Каменка-Хрипуновка, Каменка-Ремера, Каменка-Лонгинова... В Каменке-Бунине родился отец писателя Алексей Николаевич Бунин. Oтсюда братья Бунины уходили на Крымскую войну. Бунинская усадьба послужила прототипом Суходола. В русском языке слова «каменка» и «суходол» близки по смыслу. Усадьба в Каменке отличалась от бутырской: «Только сад был чудесный: широкая аллея в семьдесят раскидистых берёз, вишенники, тонувшие в крапиве, дремучие заросли малины, акации, сирени, чуть не целая роща серебристых тополей, сливавшихся с хлебами. Дом был под соломенной крышей, толстой, тёмной и плотной. И глядел он на двор, по сторонам которого шли длиннейшие службы и людские в несколько связей, а над двором расстилался бесконечный зелёный выгон и широко раскидывалась барская деревня, большая, бедная и – беззаботная» [1, т. 3, с. 146].
Разница между небольшим хутором, затерянным в бесконечных полях, и барской деревней, основанной в XVIII веке и названной именем Семёна Бунина, деда будущего писателя, обозначена художественно. Эта усадьба узнаётся и в других произведениях: «Первая любовь», «Федосеевна», «Мелкопоместные». Труднее узнать усадьбу в поэзии, где Бутырки связываются с ранним детством, а Озёрки – с ощущениями юности.
Огромную роль в жизни и творчестве Бунина сыграла Елецкая деревня Озёрки. Здесь жили прабабушка его по матери Глафира Дмитриевна Чапкина, урождённая Бунина, бабушка Анна Ивановна Чубарова, урождённая Чапкина. В Озёрках родилась мать будущего писателя Людмила Александровна Бунина, урождённая Чубарова.
Смерть бабушки изменила судьбу Буниных. Они переехали в Озёрки. Это была довольно большая деревня, в которой было несколько мелкопоместных усадеб. Здесь жили многие представители рода Буниных, но к концу XIX века остались лишь две усадьбы – Цвиленевых и Рышковых.
В Озёрках семья Буниных жила несколько лет, впервые за много лет собрались вместе дети и родители. Иван бросил гимназию и с рождественских каникул 1886 года стал постоянно писать: «Зато необыкновенно много исписал я бумаги за те четыре года (с зимы 1885 до весны 1889), что прожил после гимназии в Елецкой деревне Озёрках, в имении, перешедшем к нам от умершей бабки Чубаровой» [1, т. 9, с. 259]. В это же время был выслан в Озёрки Юлий Бунин, который послужил прототипом Батурина в романе «Жизнь Арсеньева».
В рассказах «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь», «Золотое дно», «В деревне» воссозданы конкретные детали озёрской жизни.
Поэтическое изображение узнаётся в стихотворениях «Ту звезду, что качалася в тёмной воде…», «Свежеют с каждым днём и молодеют сосны…», «Соловьи». Многие произведения Ивана Бунина там написаны. В Орловском музее И.А. Бунина хранятся «Озёрские тетради».
Осенью 1995 года (10 сентября) был освящён фундамент дома Буниных, который лёг на камни XVIII века. В Озёрках восстановлена однодворческая изба XVIII-XIX веков. Разрослась сирень, когда-то окружавшая беседку в саду.
В романе «Жизнь Арсеньева» герой вспоминает «поездки к обедне, в Рождестве» [1, т. 6, с. 23]. Здесь сплетаются реальность и художественный вымысел. Неподалёку от Бутырок расположено большое село Петрищево, которое до войны называлось Рождеством. Церковь несохранилась.Но «все Бунины, обитавшие в северо-западном углу Елецкого уезда, знали… церковь в селе Злобин Воргол» [2, с. 151]. К приходу этой церкви относились Каменка и Бутырки. Подробно об этом пишет Ю. Гончаров. Здесь же упомянем о главном. На злобинском кладбище похоронены многие предки Бунина, здесь крестили, а потом венчали его отца. В злобинской церкви часто бывал сам Иван Алексеевич, она вдохновляла его на создание многих произведений. Это стихотворения «На пруде», «Серп луны», «Высоко полный месяц стоит», «Октябрьский рассвет», «Растёт, растёт могильная трава…» и другие.
Но особенно ярко образы Злобина воссозданы в стихотворениях «Пустошь» и «Могильная плита» – «бугорки могильные», «каменные плиты, да и то изъеденные временем, как оспой», «могильная плита», «железная доска», «обветшалая часовня», «бедный погост». В повести «Суходол» оно изображено под названием Черкизово: «Только на погостах чувствуешь, что было так; чувствуешь даже жуткую близость к ним. Но и для этого надо сделать усилие, посидеть, подумать над родной могилой, - если только найдёшь её. Стыдно сказать, a нельзя скрыть: могил дедушки, бабушки, Петра Петровича мы не знаем. Знаем только, что место их – возле алтаря старенькой церкви в селе Черкизове. Зимой туда не проберёшься: там по пояс сугробы, из которых торчат редкие кресты и верхушки голых кустов, прутья. В летний день пройдёшь по жаркой, тихой и пустой деревенской улице, привяжешь лошадь у церковной ограды, за которой стоят, пекутся в зное ёлки» [1, т. 3, с. 186-187]. Здесь же он говорит о прогулках по кладбищу, о «каменных плитах», «железных памятниках», «могильных буграх», «золочёном кресте».
Следы злобинских впечатлений встречаются и в других произведениях. Сейчас Злобино стало большим селом, церковь в нем сохранилась. Рядом с ней лежит одинокая каменная древняя плита.
Однако не только в Злобине хоронили предков Бунина. Озёрки, расположенные в полутора километрах от Каменки-Бунина, относились к другому приходу, поэтому погост предков по матери находился в селе Знаменском (Знаменке). Оно тоже пока живёт, сохранилась и церковь, в которой крестили Людмилу Чубарову-Бунину, а позже венчали её сына Евгения. Жители Озёрок попрежнему хоронят своих умерших на знаменском кладбище. Возможно, что и знаменские впечатления легли в основу произведений, относящихся к воспоминаниям о своих предках. Однако в роман «Жизнь Арсеньева» Знаменье вошло как прототип с соответствующим реальности названием: «Шафером я ещё не мог быть, но и положение свадебного отрока, принятое мной на себя, уже не подходило ко мне, когда я (...) ехал с ней в карете на могучей серой паре в Знаменье» [1, т. 6, с. 97]. Следует отметить, что в художественном творчестве Бунин достаточно часто то оставляет реальные названия и фамилии, то меняет их, создаёт собирательные образы. Однако сейчас мы говорим только о тех местах, которые узнаются с самой большой степенью вероятности и соответствуют событиям, имевшим место в жизни писателя.
Дорога в Знаменку идёт через село Польское, в котором, по мнению Ю. Гончарова, когда-то было небольшое имение А.Ф. Чубарова и его жены А.И. Чубаровой. Однако их основная усадьба была в Озёрках. Неоднократно проезжал через Польское Бунин. Деревня сохранилась, но от усадеб, вдохновлявших писателя, ничего не осталось. Ещё можно увидеть остатки мощёной каменной дороги, вдоль которой посажена новая берёзовая аллея, напоминающая те, о которых он писал.
Неподалёку от Польского расположена деревня Жилое, привлекавшая писателя красотой своих мест, прекрасным лесом. Это было место частых прогулок Буниных во время его жизни в селе Глотове-Васильевском. В художественном творчестве примечателен тот факт, что это название вошло в один из лучших рассказов Ивана Бунина «Захар Воробьёв»: «Спина его была мокра, лицо сизо от прилива крови и потно, сердце молотами било в лицо, когда, гордо глянув на мутно-малиновый шар, ещё не успевший коснуться горизонта, быстро вошёл он в Жилое. Было мертвенно тихо. Нигде ни единой души. Ровная бледная синева вечернего неба надо всем. Далёкий лесок, темнеющий в конце лощины. Над ним полный, уже испускающий сияние месяц. Длинный, голый, зелёный выгон и ряд изб вдоль него. Три огромных зеркальных пруда, а между ними две широких навозных плотины с голыми, сухими ветлами – толстыми стволами и тонкими прутьями сучьев. На другом боку другой ряд изб. И так чётко всё в этот короткий час между днём и ночью: и контуры серых крыш, и зелень выгона, и сталь прудов. Один слегка розовеет, прочие две зеркальные бездны, в которых точно влиты отражённый месяц и каждый ствол, каждый сучок» [1, т. 4, с. 40]. Этот художественный образ позволяет узнать творчески преображённый пейзаж современного Жилого.
В рассказе «Захар Воробьёв» упоминается много мест бывшего Елецкого уезда: Осиновые дворы (Осиново), Красная Пальна, Шипово. Назван город Задонск, угадывается город Елец. Говорится в нём и о большой дороге. В реальности большая дорога (большак) проходила через Озёрки и называлась Новосильской, потому что вела в город Новосиль. Бунину приходилось часто ходить по ней и ездить. К сожалению, сейчас проложены другие дороги и сохранились лишь отдельные части этой дороги. Многие деревни, существовавшие при Бунине, уже исчезли. Нет Круглого, Овсяного Брода, обезлюдели Арсеньевские выселки, Малое Кириллово.
Но по большаку – дороге первого путешествия Бунина – мы можем проехать и увидеть остатки каменного мощения в Овсяном Броду, полюбоваться там чистой водой реки Воргол, постоять на месте, где он соединяется с шоссе. Образ дороги стал одним из любимых в поэзии и прозе Бунина. Стихотворения «Цыганка» («Впереди большак...»), «На просёлке» («полевая дорога в хлебах»), «Лесная дорога», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» («полевые пути меж колосьев и трав») и др.
В прозе образ дороги также раскрыт с необычайной полнотой. «Из этих событий на первом месте стоит моё первое в жизни путешествие, самое далёкое и самое необыкновенное из всех моих последующих путешествий» [1, т. 6, с. 11]. Когда Алексея Арсеньева везли в гимназию, он «впервые почувствовал поэзию забытых дорог, отходящую в преданье русскую старину. Большие дороги отживали свой век» [1, т. 6, с. 56].
И здесь необходимо вспомнить особые условия формирования бунинского мировоззрения: близость к крестьянскому быту и русской природе, сочетающуюся с традиционной дворянской культурой, но хранящую свои, мелкопоместные, особенности. К ним добавляется особая историко-культурная среда Ельца, которую ощутил и необычайно художественно точно выразил Бунин. Природа, сочетание крестьянской и дворянской культуры, ощущение истории дали ему возможность сказать, что «нет в мире разных душ, и времени в нём нет». Но основанием этого было то, что ощутил сам писатель, создавая свой лучший роман: «Несомненно, что именно в этот вечер впервые коснулось меня сознанье, что я русский и живу в России, а не просто в Каменке, в таком-то уезде, в такой-то волости, и я вдруг почувствовал эту Россию, почувствовал её прошлое и настоящее, её дикие, страшные и всё же чем-то пленяющие особенности и своё кровное родство с ней» [1, т. 6, с. 57]. Мне кажется необходимым подчеркнуть, что для Бунина было очень важным осознание связи России и Франции. Об этом он пишет на первых страницах романа: «В стране, заменившей мне родину, много есть городов, подобных тому, что дал мне приют, некогда славных, а теперь заглохших, бедных, в повседневности живущих мелкой жизнью. Всё же над этой жизнью всегда – и недаром – царит какая-нибудь серая башня времён крестоносцев, громада собора с бесценным порталом, века охраняемым стражей святых изваяний, и петух на кресте, в небесах, высокий Господний глашатай, зовущий к Небесному Граду» [1, т. 6, с. 8].
В Амбуазе 12.IX.1922 написано стихотворение «Петух на церковном кресте», в котором эта мысль развивается именно в направлении связи прошлого и настоящего, стран и людей:
Поёт о том, что всё обман,
Что лишь на миг судьбою дан
И отчий дом, и милый друг,
И круг детей, и внуков круг,
Что вечен только мёртвых сон,
Да Божий храм, да крест, да он.
[3, с. 100].
А мы возвращаемся в город, где прошли детство и юность Бунина, любовно преображённые им в его творчестве. В Ельце известно около ста мест, которые описаны в бунинской поэзии и прозе. Конечно, в создании образа могли участвовать и другие прототипы, но есть такие реалии Ельца, которые узнаются всеми. По причине ограничения времени остановимся лишь на местах, которые были связаны с жизнью писателя и появляются в его творчестве много раз.
Обратимся к чудесному путеводителю – роману «Жизнь Арсеньева». В «заповедной стране, которая называлась городом», самым первым сильнейшим впечатлением стало ощущение «ущелья из огромных, никогда... (мною) не виданных домов». И далее герой, подобно тому, что когда-то испытал его создатель, видевший и до сего дня сохранившийся храм Архангела Михаила, говорит: «Я висел над пропастью в узком ущелье из огромных, никогда не виданных мною домов, меня ослеплял блеск солнца, стекол, вывесок, а надо мной на весь мир разливался какойто дивный музыкальный кавардак: звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса» [1, т. 6, с. 11]. Это пишет уже немолодой автор, повидавший много стран и городов, живущий во Франции. Но он помнит ощущения маленького мальчика, который впервые остановился в гостинице «Ливенские номера». А в Ельце она располагалась напротив церкви Архангела Михаила. Потом были другие впечатления: «Гостиницу возле Михаила Архангела я нашёл довольно невзрачной...» [1, т. 6, с.48]. Но храм Михаила Архангела помнился и в «окаянные дни»:
Архангел в сияющих латах
И с красным мечом из огня
Стоял в клубах синеватых
И дивно глядел на меня.
Порой в алтаре он скрывался,
Светился на двери косой -
И снова народу являлся,
Большой, по колена босой.
Ребёнок, я думал о Боге,
А видел лишь кудри до плеч,
Да крупные бурые ноги,
Да римские латы и меч...
Дух гнева, возмездия, кары!
Я помню тебя, Михаил,
И храм этот, тёмный и старый,
Где ты моё сердце пленил!
3.IX. 19.
Вспоминался Бунину елецкий базар, описанный в повести «Деревня», рассказе «Подторжье» и в других произведениях. И поездка, «впервые раскрывшая (мне) радости земного бытия», завершается описанием улицы, которая стала дорогой, ведущей к храму. Её прототипом была улица Орловская города Ельца (Коммунаров). Реальные признаки этого пути – острог и мужской (Троицкий) монастырь, завершающие улицу и упоминаемые в нескольких произведениях Бунина. Эти здания и ныне заканчивают бунинскую тропу.
Другим реальным признаком этой улицы стало то, что она идёт с востока, где и располагался сначала Воскресенский, а потом Вознесенский собор Ельца, на запад. И много раз повторял Бунин, что улица, по которой можно было выехать из города, шла на запад.
Запомнились Бунину и здания мужской гимназии, где он учился, и женской, где он бывал на балах. «В гимназии я пробыл четыре года...» [1, т. 6, с. 59].
В Ельце известно несколько мест, в которых жил гимназист Бунин: дом Бякина, дом ваятеля кладбищенских памятников, дом его родственницы В.А. Орловой-Петиной, дом А.О. Ростовцевой. Документально подтверждено проживание в доме Ростовцевых и в доме В.А. Петиной. Устное предание подтверждает местонахождение дома Бякиных. Не установлен дом ваятеля. Несомненно, что жизнь в Ельце послужила основанием для создания образа Алексея Арсеньева. Однако утверждение В.Н. Муромцевой-Буниной о том, что большую часть времени учения в гимназии Бунин прожил у Бякиных и отсутствие упоминания о жизни у Ростовцевых, не подтверждается архивными данными и связано, надо думать, со словами Бунина о стремлении её переписать «Жизнь Арсеньева». И поскольку в романе герой живёт у Ростовцевых, это имя исключается из жизни автора. Но в Государственном архиве Липецкой области хранятся дела Елецкой (государственной) мужской гимназии (фонд 119), где говорится лишь о том, что Иван Бунин жил у мещанки А.О.Ростовцевой (Рождественская улица, Шаров переулок, дом Высотского, № 74). Подробно об этом рассказывается в наших работах [4]. Именно в этом доме 4 июня 1988 года был открыт первый музей И.А. Бунина. Описание дома Ростовцевых в романе «Жизнь Арсеньева» соответствует всем реалиям здания, расположенного на улице М. Горького (бывшей Рождественской).
Будущий писатель любил бродить по городу. Спустя почти пятьдесят лет он не забыл ничего. Упоминается «Долгая улица (прототип – Орловская), ведущая вон из города, к острогу и монастырю» [1, т. 6, с. 67], которая идёт прямо на блеск заходящего солнца. Обедня гимназистов в «табельные» дни проходила в соборе. Запомнился городской сад, поныне хранящий ароматы душистого табака – цветов, чей «запах соединился (у меня) с чувством влюблённости» [1, т. 6, с. 69].
Несколько раз упоминаемый мужской монастырь в Ельце сохранил лишь стены и колокольню (в настоящее время восстанавливается). То же самое сохранилось и от женского монастыря, места прогулок Бунина (в настоящее время восстанавливается). Писатель вводит в роман реальные названия елецких слобод: Чёрная слобода, Аргамач(а).
Один из самых ярких образов романа – церковка Воздвиженья, прототипом которой послужила церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Этот храм не так давно передан Русской Православной Церкви, в нём идут службы. До революции это была гимназическая церковь, она известна ещё и тем, что в ней молились Василий Васильевич Розанов, Михаил Михайлович Пришвин, Сергей Николаевич Булгаков, живший и похороненный в Париже. «Никогда не плакал я в этих соборах (готических – Г.К.) так, как в церковке Воздвиженья в эти тёмные и глухие вечера» [1, т. 6, с. 76].
И ещё об одном доме нельзя забыть. Это дом Варвары Владимировны Пащенко, послужившей одним из главных прототипов Лики в романе «Жизнь Арсеньева» и героини рассказа «Поздний час». Этот рассказ полностью соответствует реалиям Ельца: вокзал, мост, река, церковь Михаила Архангела, мощёная дорога, Старая улица (в реальности – Старооскольская), гимназия, дом возлюбленной, сад, базар, Монастырская (и сегодня ведущая к мужскому монастырю и к кладбищу) улица, мужской монастырь, кладбище, «удлинённый, довольно узкий камень» (1, т. 7, с. 43). Известно, что В.Пащенко умерла в Москве в 1918 году. Однако в прозе и в поэзии Бунина героиня умирает молодой, потому что ко времени написания большинства произведений Варвара Владимировна уже скончалась. Последнее стихотворение, обращённое к ней и совпадающее с рассказом «Поздний час», написано в 1938 году («Под окном бродила и скучала...»).
Дом В. Пащенко расположен на улице Пушкина (бывшей Старооскольской). Бунин часто бывал там, что отразилось во многих произведениях. С именем первой жены писателя связано имение Бибиковых, расположенное в селе Нижний Воргол. Там сохранились церковь, кладбище, остатки усадьбы. Расставшись с Иваном Алексеевичем, Варвара Владимировна вышла замуж за Арсения Бибикова.
Последняя жена Бунина была родственницей генерала Муромцева, имение которого располагалось в селе Предтечево. В нескольких километрах от него лежит село Глотово (Васильевское). Здесь Бунин в течение нескольких лет жил у своей двоюродной сестры Софьи Николаевны Пушешниковой. Многие бунинские произведения созданы в Глотове, и само оно послужило прототипом многих художественных образов. реселился сначала в Каменку-Бунино
Отсюда в октябре 1917 года Бунины уехали в Елец (через Скородное, Жилое, Озёрки, Становое). А несколькими годами ранее, после продажи озёрского дома, в Глотове нашла приют мать писателя Людмила Александровна Бунина. Отец же тогда пек своей сестре В.Н. Буниной, а затем в Огнёвку к своему сыну Е.А. Бунину. Там он и скончался и был похоронен в селе Грунин Воргол.
Так родной край стал одним из главных источников формирования творческого метода И.А. Бунина.
Примечания
- Бунин, И.А. Собр. соч. [Текст]: в 9 т. / И.А. Бунин. – М., 19651967.
- Гончаров, Ю.Д. Воспоминания Паустовского. Предки Бунина [Текст] / Ю.Д. Гончаров. – Воронеж, 1972.
- Бунин, И.А. Несрочная весна [Текст] / И.А. Бунин. – М., 1994.
- Климова, Г.П. Художественный мир И.А. Бунина [Текст] / Г.П. Климова. – М., 1991. Климова, Г.П. Здесь жил Иван Бунин [Текст] / Г.П. Климова // История и культура Ельца и Елецкого уезда. – Вып. 2. – Елец, 1994.