Ибрагимова Алина

 "Согласны ли Вы с утверждением Толстого,

что «человек текуч, а люди похожи на реки»?"


Однажды Л.Н. Толстой сформулировал любопытную мысль, где сравнил человеческую текучесть с течением реки. Не могу не согласиться с мнением Льва Николаевича, потому что люди чрезвычайно изменчивы. Сегодня они любят одно, завтра другое, а послезавтра уже третье… Конечно, это утрировано, но всё же человек обязательно меняется в течение жизни, это аксиома.

Каждое мгновение своей жизни люди растут. Даже когда человек перестаёт расти с биологической точки зрения, он продолжает развиваться внутренне. Человек взрослеет, становится мудрее с каждым новым событием в жизни, встречается и расстаётся с совершенно разными представителями общества, каждый из которых так или иначе оставляет отпечаток на человеке. С ходом жизни меняется его взгляд на мир, а значит преображаются и его идеи, характер, мечты. Сначала человек хочет новую деревянную лошадку на день рождения, а потом мечтает изменить мир к лучшему или найти родственную душу. В общем, человек – существо постоянно куда-то движущееся, стремящееся к чему-то новому; хочет – не хочет, но под влиянием самой жизни он  будет постоянно меняться, будь ему один год или сорок три.

Наглядным примером кардинальных изменений человека по ходу жизни является Родион Раскольников. По воспоминаниям матери и её отношению к Родиону можно догадаться, что это был добрый, умный, вспыльчивый, любознательный ребёнок. Пульхерия Александровна в нём души не чаяла, надеялась на светлое будущее и даже отправила своего сына на учёбу в Петербург, время от времени присылая Родиону Романовичу деньги на жизнь, хотя сама была небогата. Далее мы узнаём, что Раскольников, поступив в университет, старательно учится, но избегает всякого общества, уходя в учёбу с головой. Некоторым студентам даже кажется, будто он смотрит на них свысока, как на детей, но за трудолюбие и усердность окружающие его уважают, хоть и избегают.

Но когда Раскольников находит идею, он будто проваливается в неё. Она опутывает его, словно паутина, и чем больше он дёргается, тем сильнее она сжимает его живой разум. Впиваясь в сознание Родиона Романовича, идея высасывает все остальные мысли, словно навязчивый комар, и заполняет освободившееся пространство собой. Она связывает его по рукам и ногам, как верёвка, превращает его в безвольную марионетку и покорного раба. Так его разум преображается до безобразия, получает новый свет, ведущий Родю во тьму. Лишь натура не поддаётся влиянию пагубной идеи, но тоже изменяется под влиянием больных мыслей. С рождения вспыльчивый, он становится агрессивным и мнительным, закрывается в себе полностью. Он бросает университет, не ходит преподавать уроки и только сидит в своей каморке, похожей на гроб, постепенно убивая так своё сознание.

Он одержим идеей. Много думает, пишет статьи, сходу делит людей на «простых» и «необычных». Он всё более меняется в плохую сторону, задумывается об аморальных вещах, продумывая их до мелочей. Он готовит план убийства и ждёт подходящего момента, будучи уверенным, что это событие непременно произойдёт. Это уже совсем другой Родя, жестокий и холодный. Сначала преследуя цель помочь окружающим, он видит теперь убийство старухи-процентщицы как испытание, способное показать его «исключительность», либо наоборот опустить его до состояния «вши». Его мотивы меняются, характер преступления приобретает новый оттенок.

Убийство происходит, и ровно в тот же момент случается новая перемена в Раскольникове. Больной, подозревающий всех и вся, взбалмошный, до ужаса апатичный ко всему, не связанному с содеянным преступлением, он угрюмо избегает даже своих родных, которых так сильно любил раньше. Прежний Родя безвозвратно потерялся, утонув в омуте страшной идеи. На его месте стоит сомневающийся, но гордый убийца, не признающий своей фатальной ошибки и сильно тревожащийся из-за действий Порфирия Петровича. Раздражённые нервы натянуты, словно струны гитары.

Кубарем катящийся в темноту с горы совести, Родион Романович хватается за протянутую руку Сони Мармеладовой. Этот ангел охраняет его, ей единственной удаётся направить Раскольникова по правильной дорожке, чтобы он сознался в убийстве. Маленькими шажками двигаясь к явке с повинною, Соня и Раскольников встретились всего три раза, но на третий визит Родион Романович был уже чётко уверен, куда и с какой целью он пойдёт. 

Помещение в острог заставило его стать скрытее, закрытее, угрюмее. Он избегал приехавшую за ним Соню, отнекивался от её внимания, недостаточно её ценил. Когда она заболела и не пришла к нему, тогда только Родион понял, что любит её. В этот момент он наконец-то начал открываться ей и своим чувствам, увидел хоть какой-то смысл в своей жизни и потихоньку забывал свою идею-паразита, ожидая окончания заключения. Он взял у Сони Библию, и, хотя ещё не открыв её, но даже уже попросив эту книгу,  Раскольников сделал огромный шаг вперёд. Он встал на путь исправления, хотя ещё не раскаялся, но благодаря словам Достоевского, заканчивающим роман, можно понять, что Родион обновится, оживёт, переродится – таким образом, снова изменится, только уже в лучшую сторону.

И не только Раскольников совершает длительный переход от «я» детского  до «я» зрелого таким тернистым путём. Всю жизнь он будет меняться, но, надеемся, только в сторону добра и света, познавая религию и счастье. Его живой ум бойко может улавливать новое и жадно познавать это, ища надежду и упоение в знании.

Таким образом, все мы меняемся и развиваемся. Да, не всегда только в хорошую сторону, но мы люди, а не роботы, чтобы всегда делать только то, что нужно. Любые ошибки – это опыт, который в будущем поведёт нас правильной тропинкой к новым изменениям. Развитие – это движение, а движение – это жизнь. Меняться – это жизнь, а жизнь есть мы.