Анна Немытова - Статья из Альманаха "Бунинские Озерки" 2017

Немытова Анна Васильевна —педагог, учитель русского языка и литературы, проработавшая в школе более 40 лет. Краевед, заведующая школьным музеем И. А. Бунина в селе Васильевка

 

СЕЛО ВАСИЛЬЕВКА


  «Село Васильевское, говорится в «Историческом описании церквей, приходов и монастырей Орловской епархии» (1905), раскинутое в сильно холмистой местности по берегам небольшой и маловодной реки Семенёк, отстоит от Орла на 150 верст в восточном направлении и на запад в 45 верстах от Ельца».

  В книге также сообщается, что об основании села и образовании церковного прихода сведений не сохранилось. Васильевским село называется в связи со своим первым храмом во имя святителя Василия Великого, а название «Глотово» присвоено ему по имени основателя, дворянина Глотова, выходца из Сибири, которому за особые заслуги была подарена земля на реке Семенёк. 

  В церковном приходе в то время состояло как село, так и 9 деревень с названиями, образованными от имен бывших владельцев-помещиков: Козаковская, Глотовская, Пушечниковская, Жадовская, Рудинская, Ромашковская, Бахтиаровская, Колонтаевская и Прилепы (названной так, очевидно, потому, что эта деревня, населённая исключительно государственными крестьянами, как бы «прилепилась» к дворянским владениям былого времени). 

  Всех жителей в селе Васильевское в начале прошлого века в приходе было более 2400 душ обоего пола. Они в основном занимались земледелием, чему благоприятствовала плодородная чернозёмная почва. Некоторые из крестьян уходили в отхожие промыслы в Москву, Екатеринославль и Ростов. 

  Существовавший в начале XX столетия каменный храм в с. Васильевское, являлся третьим по счету со времени открытия прихода. До него два храма были деревянными и однопрестольными — в честь святителя Василия Великого: первый сгорел в августе 1766 года, а второй, построенный на том же месте и освящённый в 1771 году, просуществовал до 1825 года, когда был упразднён за ветхостью. Последний, каменный, храм был построен на средства дворянина майора Никанора Егоровича Глотова на другом месте, более удобном и возвышенном. 

  Этот храм, освящённый епископом Гавриилом, имел три престола: центральный — во имя иконы Казанской Божией Матери, правый — во имя Святителя Василия Великого и левый — во имя святых мучеников Кирика и Иулитты. В 1894 году храм был капитально отремонтирован: снаружи и внутри оштукатурен. Также был сделан дубовый резной иконостас. Большая часть расходов по ремонту храма была возмещена церковным старостой, помещиком Афанасием Ниловичем Глотовым, из личных его средств. В ризнице храма хранились три довольно древних, тяжёлых и редко используемых Евангелия — 1766, 1784 и 1834 гг., а на престоле — маленький медный крестик со святыми мощами. Ценную принадлежность алтаря составляли «сребропозлащённые» чаши, ложки и другой церковный инвентарь общим весом 18 фунтов. Среди икон выделялась икона Александра Невского в «сребропозлащённой» ризе, в венце с пятью драгоценными камнями, установленная в большом резном киоте в память мученической кончины царяосвободителя Александра II. Ежегодно пред нею 1 марта совершалась панихида по государю «в бозе почившем». 

  Об этой иконе, поставленной в храме на средства прихожан, Глотов сообщил царственному императору Александру III, с изволения__которого в сельскую церковь прислали священническое облачение, сделанное из траурных убранств при гробе Александра II. Облачение это хранилось в киоте за стеклом как царский дар. 

В церковной ограде, на востоке, против алтаря, над фамильным склепом Глотовых, стояла часовня, сооружённая на их средства по благословению епископа Ювеналия, в признательность за их благотворительную деятельность в пользу местного храма. Представитель рода Глотовых, ктитор Афанасий Нилович, седьмой год подряд избирался на должность церковного старосты. Он одновременно состоял попечителем земской школы. 

  Это старинное село имеет второе название — Глотово. История села Васильевка Измалковского района очень примечательна благодаря его основателям. Село Васильевка основано служилыми людьми Глотовыми в конце XVII века. Предкам дворян Глотовых, которые несли сторожевую службу по охране южных рубежей русского государства, «за особые заслуги» были подарены правобережные земли на реке Семенёк. 

На одном из ровных участков правого берега реки Семенёк Глотовы построили вместительный и красивый усадебный дом с балконами. Вокруг дома разбили огромный сад, а вокруг всей усадьбы насыпали земляной вал, на котором посадили клёны и огородили всю усадьбу каменной оградой. Главная липовая аллея пролегала через весь большой сад; от центрального входа в дом и до выездных ворот. 

  Многие земли в Глотовской округе в сторону Предтечева и Измалкова принадлежали помещикам Глотовым, первым основателям сельского поселения на реке Семенёк. 

Глотовы, выстроив недалеко от своего имения деревянную православную церковь (место расположения первой церкви неизвестно), дали деревне Глотово новый статус — село Глотово, ныне село Васильевка. Позже Глотовская церковь была освящена в честь греческого святителя Василия Великого. 

  После 1825 года на самом «удобном открытом и возвышенном месте» в Глотово была построена третья, новая красивая каменная церковь, которая была освящена и стала трехпрестольной. А так как вновь построенная церковь имела главный престол во имя Казанской Божией Матери, то в церковных и других губернских документах она именуется уже и как церковь Казанская. Поэтому в Глотовской округе было два престольных праздника: «Кирики», который празднуется в честь святых мучеников Кирика и Иулитты, 28 июля, и «Казанская» — 4 ноября. 

  На «Кирики» ежегодно устраивалась ярмарка окрестных помещиков и крестьян, бойко торговали лавки Алексея Лозинского и лавочника, предлагавшего спиртные напитки, в том числе и с винокуренного завода Бахтеярова Г. Я. Устанавливали большие качели, украшенные разноцветными лентами. 

  Недалеко от церкви располагалось Васильевско-Глотовское училище (открытое в 1883 г.), попечителем которого был действительный статский советник Глотов Афанасий Нилович. 

  В ведении Васильевской сельской администрации находятся деревни: Бахтияровка, Лутовиновка, Майоровка, Ромашковка, Жадовка, Прилепы, Мокрый Семенёк, Сухой Семенёк, село Знаменское. История этих деревень связана с селом Васильевка Измалковского района. Названия эти произошли от их основателей. 

 Не сохранились до наших времён такие деревни, как Скородное, Колонтаевка, Хутор Семенёк. В обиходе село Васильевка разделено на части, именуемые вместо улиц: Глотово, Васильевка, Усадьба, Пушенка, Казаковка. 

  В Глотово никогда не было имения «Васильевское», а были усадьбы дворян Глотовых, Пушешниковых, Бахтеяровых и помещиков Козаковых. 

  Помещики Козаковы потом продали свой дом, сады, часть земель своим соседям Глотовым, которые затем сдавали часть козаковского имения в аренду. 

  После смерти хозяина Глотовского имения А. Н. Глотова (в нач. 1910 г.), Бахтеяровы купили практически все земли Глотовых. Земля Бахтеяровым была нужна для выращивания картофеля, столь необходимого для производства спирта на винокуренных заводах. 

  Деревня Ромашковка была в ведении помещиков Ромашковых, живших в деревне Каменка (3—4 км от села Озёрки Становлянского района). 

  Деревня Прилепы была основана пришлыми свободными крестьянами, отсюда и название этой деревни (как бы «прилепилась»). Село Знаменское, известное со 2 половины XVIII века, получило своё название в честь храма во имя Знамения Божией Матери. Бывшее название села Чичерино появилось благодаря фамилии помещика, которому оно принадлежало. 

  Первоначально Знаменский приход состоял из села и трех деревень: Польской, Александро-Никольской и Каменки-Чичериной, а потом к нему последовательно были присоединены, отчасти по желанию владельцев, отчасти по желанию крестьян, другие сёла. По преданию, записанному в церковной летописи 1870 года, строительницей первого храма была местная владелица Ксения Александровна Чичерина. Храм был построен из дикого камня с кирпичной колокольней и покрыт тёсом. В 1835 г. этот храм за ветхостью был упразднён, а Знаменский приход временно приписан к селу Васильевское до построения нового храма. 

  По решению дворянина, майора Марка Антоновича Логофета, и остальных прихожан, как свидетельствует храмозданная грамота, епископ Никодим в 1837 г. благословил строительство в Знаменском каменной церкви во имя Знамения Божией Матери, с приделами во имя св. Петра, митрополита Киевского и св. апостола Иоанна Богослова. 

  В 1850 г. новый храм совместно с другими приходами был окончательно завершен стараниями и пожертвованиями майора М. А. Логофета, генерал-майора Владимира Владимировича Кошелева и дворянина Николая Федоровича Ремера. Селом Знаменское в конце XVIII в. владел богатый помещик Ремер Дмитрий Николаевич, отставной гвардии полковник. 

  Деревня Скородное (ныне не существует как населённый пункт) принадлежала трем братьям Победимовым и располагалась в большом лиственном лесу. 

  Деревни Сухой и Мокрый Семенёк присоединились к Васильевскому сельсовету лишь в советские времена, а до того они относились к церковному приходу с. Слободы. Престольный праздник отмечается в них 28 сентября в честь св. Никития. Деревня Мокрый Семенёк начинает свою историческую летопись с конца XVI в. Расположена она у истока реки Семенёк. А Сухой Семенёк является как бы продолжением изначальной деревни и находится в 5 км. от Мокрого Семенька, на высоком холме, недалеко от дороги, ведущей в город Орёл. 

 

  Глотово тесно связано с именем великого русского писателя ХХ в., лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина. Начиная с1885 г. по октябрь 1917 года Иван Алексеевич регулярно бывал в Глотове-Васильевском, жил здесь по несколько месяцев у своей двоюродной сестры С. Н. Пушешниковой. Наш край, природа здешних мест вдохновляли Бунина на творчество, многие жители окрестных деревень стали героями его произведений или прототипами действующих лиц рассказов Бунина. 

  Сёла, речка Семенёк, леса, перелески и другие реалии нашей местности увековечены в произведениях Ивана Алексеевича или в дневниковых записях самого писателя или его жены В. Н. Муромцевой — Буниной. Именно в Глотове шестнадцатилетний Бунин в мае 1887 г. получил журнал «Родина», где было опубликовано первое стихотворение молодого поэта. В селе сохранились ещё несколько домов, в которых бывал Бунин, которые связаны непосредственно с его биографией или с героями его рассказов. 

  Это: дом бывшего управляющего винокуренным заводом Г. Я. Бахтеярова Отто Карловича Туббе, здесь же находилась контора выше указанного завода, дом Ф. Ф. Дёмкина (Таганка, героя рассказа И. Бунина «Древний человек»), крепкие, из толстого кирпича и тёсаного камня, хорошо сохранившиеся подвалы спиртзавода Бахтеярова, дом бондаря, изготовлявшего бочки под спирт. 

  Ещё и сегодня можно побродить по аллеям и дорожкам Усадьбы, которая перенесена Буниным под названием Шаховское в рассказ «Митина любовь». До сих пор живёт в селе Дёмкина П. В., сноха прапраправнука этого самого Таганка — Федора Федоровича Дёмкина, с её сыном Е. Н. Дёмкиным краеведы школы поддерживают постоянную связь. Именно в Глотове — Васильевском живут люди, чьи предки знали и общались с великим земляком — Иваном Алексеевичем Буниным. К сожалению, ушла из жизни Софья Александровна ЯхонтоваКузнецова, которая ещё первым краеведам школы с трепетом рассказывала о том, как она, будучи десяти — двенадцатилетней девочкой, бывала в доме Пушешниковых и участвовала в их домашних спектаклях, в которых принимали участие однажды И. А. и В. Н. Бунины. Хранятся в музее и вещи тех времён из дома Пушешниковых: скатерть, полотенце с монограммой «СП», печатью спиртзавода Г. Я. Бахтеярова. 

  «...село Глотово было живописнее Озёрок. Шире и с большим населением. Там было четыре усадьбы. Глотовых, Казаковых, которые впоследствии продали свое имение Глотовым(1), Бахтеяровых, с водочным заводом, и Пушешниковых; последнее называлось Васильевское С двух сторон этих усадеб расходились улицы с избами бывших крепостных этих помещиков: было две лавки, школа и церковь, возвышавшаяся на выгоне рядом с Васильевским. На глотовской стороне жило духовенство. Поместье Бахтеяровых от других усадеб отделяла узкая речонка Семенёк», — так делится своим первым впечатлением о Глотове жена И. А. Бунина В. Н. МуромцеваБунина в своей книге «Беседы с памятью». 

  От церквей и в селе Глотово, и в селе Знаменское остались только руины, не выдержала испытание временем ни одна усадьба в наших селах, ни Пушешниковых, ни Глотовых, ни Казаковых, ни Бахтеяровых. Село Глотово, объединяющее в себе несколько деревень и носящее теперь название Васильевка, живёт современной жизнью. В селе есть средняя школа, два медпункта, три торговые точки, клуб, библиотека, мемориальный комплекс, посвящённый павшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн. 

Поворачивая с трассы Измалково-Лебяжье в Глотово, едущие и идущие видят слева лес — Остров, одно из мест прогулок И. А. Бунина. 

  «Вправо остается Остров (для Веры Николаевны и Ивана Алексеевича Буниных, шедших в очередной раз из Васильевского в сторону Крестов, в Скородное, Остров «оставался» справа). Старожилы рассказывают, что вся эта местность была в старину покрыта лесами, а теперь и впрямь, здесь леса кажутся островами среди неоглядного моря хлебов», — так пишет В. Н. Муромцева-Бунина об этом уголке природы в книге «Беседы с памятью». 

    «Одной из наших частых прогулок, — вспоминает Вера Николаевна, была прогулка к так называемым Крестам, то есть к перекрестку дорог по направлению к синеющему вдали лесу, мимо ветряной мельницы, где жил очень странный лохматый мельник, некогда богатый, а теперь всё бедневший и бедневший, отчасти послуживший прототипом Шаши в рассказе “Я всё молчу”». 

  Усадьба С. Н. Пушешниковой (в романе «Жизнь Арсеньева» — усадьба Писарева Д. И.) располагалась по-над речкой Семенёк, на месте современного административного центра села Васильевка, включала в себя деревянный барский дом, фруктовый сад, скотный двор, каретный сарай, людскую». В Васильевском «было жить приятно: большая угловая комната с тремя окнами на запад и юг. Тишина, здоровый стол, племянники». С двумя старшими ему (Бунину), приятно делить свое время. «Дом в Васильевском был одноэтажный, без балкона, комнаты большие, высокие, с широкими половицами, в окнах поднимающиеся рамы. 

  Комната Бунина — угловая, с огромными старинными образами в серебряных ризах, очень светлая и от светлых обоев, и оттого, что третье окно выходит на юг, на фруктовый сад, над которым вдали и возвышается раскидистый клён. 

  Мебель простая, но удобная; очень широкая деревянная кровать, большой письменный стол, покрытый толстыми белыми листами промокательной бумаги, на котором, кроме пузатой лампы с белым колпаком, большого пузыря с чернилами, нескольких ручек с перьями, карандашей разной толщины, ничего не было; над столом полка с книгами, в простенке между окнами шифоньерка красного дерева, набитая книгами, у южного окна удобный диван, обитый репсом, цвета бордо». 

  Старый мост через реку Семенёк — памятное и историческое место своего рода. Именно здесь, на этом самом месте, Иван Алексеевич узнал, что он Поэт! 

  «...Как-то в середине мая он поехал в Васильевское за книгами, на следующее утро он направился к Туббе... На мосту, когда он шёл от Пушешниковых к Туббе, его нагнал кучер Бахтеяровых, ездивший на почту, и протянул журнал «Родина» со словами: 

  Иван Алексеевич, а ничего!».

  Это была первая рецензия человека из народа на первое напечатанное стихотворение молодого поэта в толстом журнале, будущего лауреата Нобелевской премии. 

Старый мост в настоящее время стал местом рыбалки для любителей рыболовов. Не зря рыбаки облюбовали это место: тихая заводь, с обоих берегов речки к самой воде спускаются кустарники, деревья, в камышах селятся утки, цапли, бобры понастроили хаток, плотин. А над историческим мостом перекинулся через речку современный мост, с металлическими ограждениями и бордюрами. 

  К сожалению, к нашему великому стыду — это то, что осталось от церкви Василия Великого, чей колокольный звон старожилы еще лет 10—15 назад вспоминали, слышимый даже под Измалково. 

  Церковь «стояла в двух шагах от нашего дома, рядом с нашим фруктовым садом. Перед ней была каменная ограда. В ограде находились могилы помещиков, сзади церкви — часовня, где образа писались с покойных Глотовых». «В церковной ограде стояло два ряда нищих, кончалась обедня, и все приняли надлежащие позы в ожидании подаяний. Такого количества уродов, калек мы не видели даже и на Востоке! Описывать их я не стану. Они даны в рассказе у Ивана Алексеевича «Я все молчу». Он, пока слепые пели, внимательно всматривался в каждого. Одного из калек Бунин заставил «рассказывать свою биографию, иногда шутил с бабами, девками, давал пятаки мальчишкам, чтобы они гарцевали на деревянных конях» (В. Н. Муромцева-Бунина «Беседы с памятью»). 

  Церковь в селе Знаменское также не выстояла в годы испытаний, пришла в запустение, и только кое-где ещё со свода её купола попрежнему безмолвно взирают скорбные лики святых. 

  Церковь эта тесно связана с семьей Буниных по линии матери Ивана Алексеевича — Людмилы Александровны, в девичестве Чубаровой. Здесь около церкви были захоронения рода Чубаровых, позже в ней венчался один из старших братьев Ивана Алексеевича — Евгений с Анастасией Карловной, падчерицей О. К. Туббе, который был управляющим у спиртзаводчика Бахтеярова, дом которого до сих пор стоит за новым мостом на речке Семенёк. 

  «Но, пожалуй, самой любимой прогулкой была прогулка в Колонтаевку, в очень запущенное имение Бахтеяровых, некогда принадлежавшее Буниным, с чудесными берёзовыми и еловыми аллеями, с усеянными жёлтыми иголочками скатами («Рыжими иголками // Устлан косогор...». Есть стихи Ивана Алексеевича, так начинающиеся), и это именно так, под хвойными деревьями, с чащами жасмина, шиповника, акаций, бересклета, с заколоченным тёмным домом. Эта усадьба под именем Шаховское перенесена в «Митину любовь» (В. Н. Муромцева-Бунина «Беседы с памятью». 

  Современный центр наших сёл находится в этом живописном месте, в принадлежавшей когда-то в XIX веке усадьбе Буниных, позднее проданной их дедом Бахтеярову Г. Я. Эти тенистые, уютные, манящие вас прохладой и прелестью аллеи, по которым любили гулять В. Н. и И. А. Бунины, перенесут вас в мир помещичьей усадьбы конца ХIХ — начала XX вв. 

  Сколько лет стоит этот верстовой столб на обочине дороги в деревне Пушенка никто не знает, но и его упоминает в своих дневниках Вера Николаевна: «Мы подошли к верстовому столбу, Иван Алексеевич погладил его и сказал: «Ему уже больше ста лет...» Молчаливый и покосившийся, он помнит, может быть, его голос и его прикосновение. 

  «Жеребчик прямо с места вихрем вынес за ворота. Против церкви на минуту остановились возле лавки, взяли фунт сала и бутылку водки и понеслись дальше» (И. А. Бунин «Митина любовь»). Это останавливались герои рассказа «Митина любовь» у лавки Лозинских. Одна из дочерей Лозинских вышла замуж за сына Софьи Николаевны Пушешниковой. До начала 90-х гг. в этом здании, в лавке купца Лозинского был хозяйственный магазин. Не уцелело и это здание.

  А дорога понесла Митю в беговых дрожках мимо теперешнего дома Крысиных и Нестеровых вверх, в лес, который тянулся до пересечения дорог Измалково — Лебяжье и Пушенка. 

  Изменился и облик Пушенки, вместо низеньких с подслеповатым маленькими оконцами домишек под соломенными крышами, по большей части, в настоящее время вдоль асфальтированной дороги стоят прочные кирпичные дома со светлыми просторными верандами. 

  Стоит еще и дом Таганка, а перед домом лежит камень, вероятно, тот самый, на котором любил сидеть герой рассказа «Древний человек». Правда, за сто с лишним лет этот камень сильно врос в землю. Дом Таганка находится в деревне Выглядовка, Глотово. Таганок — это деревенское прозвище Дёмкина Федора Федоровича, который прославился сам и прославил весь свой род тем, что стал героем рассказа И. А. Бунина «Древний человек». 

  Последуем вместе с героем этого рассказа — учителем Иваницким — на Казаковку (у Бунина — Козельщину, по-местному — Выглядовку): «Учитель Иваницкий <...> медленно поднимается на пологую гору, прогоном через усадьбу князей Козельских <...> Учитель идёт к Соловьёвым, ещё раз хочет повидаться с их дедом Таганком. Древен он, как говорят в Козелыщине; ему сто восемь, он знаменитость. 

  Учитель идёт и косится на избы, на их окошечки и крыльца. Окошечки крохотные, тёмные. Крыльца, пороги обросли грязью. Да и не лучше возле них. В крепкой, как чугун грязи, в которую вросли тряпки, сгнившие лапти, лежат большие камни, на которых летом обедают и ужинают...» (И. А. Бунин «Древний человек»). 

  Скромные пейзажи Васильевки и её окрестностей виделись и снились Бунину на чужбине, заставляя до боли сжиматься сердце, подкатывали к горлу тяжёлый, удушающий ком. Уже на склоне лет Бунин говорил одному из своих друзей, что постоянно перед глазами стоят поле перед родительской усадьбой, какой-нибудь Остров или Заказ, или луг под Колонтаевкой... 

  «Проснувшись, открыл окно в сад, щурясь от утреннего низкого солнца. В свежем воздухе пахло горькой сладостью осеннего утра. На поляне перед окнами с таким ярким и тёплым светом, что похоже было на лето... а вдали, в тени старых деревьев, уже багряных, жёлтых и оранжевых, стоял тончайший лазурный дым лёгкого ночного тумана». 

  (В. Н. Муромцева-Бунина «Жизнь Бунина»). В МБОУ НОШ села Васильевка создан музей писателя, в котором хранится собранный за многие годы материал о нашем великом земляке, оформлена экспозиция, посвящённая И. А. Бунину В школе работает кружок «Литературное краеведение. Глотово в жизни и творчестве И. А. Бунина». 

  В музее И. А. Бунина оформлены экспозиции: «Бунин и Елец», «Род Буниных», «Бунинские места в Васильевском», «И. А. Бунин и русские писатели о Бунине». Собраны и представлены коллекционные книги И. А. Бунина, В. Н. Муромцевой, письма и воспоминания о пребывании Ивана Алексеевича и Веры Николаевны в Васильевском, книги и статьи наших исследователей-земляков о жизни и творчестве И. А. Бунина. 

  В мае 2007 г. состоялось торжественное открытие Памятного знака И. А. Бунину на месте бывшей усадьбы Пушешниковых. Выполнен он из природного треугольного камня, извлеченного из земли на выгоне, лежащем между лесом Кочерев, принадлежавшим когда-то Пушешниковым, и небольшим леском Поганое. Монумент обнесён красивой изгородью, внутри которой разбиты цветники, посажены молодые деревца, установлены скамейки. Это место в Васильевке ещё называют сквером Бунина. Расположен сквер в очень удачном месте, на вершине высокого крутого правого берега реки Семенёк. Здесь же располагается теперь центр села, здания Администрации, Центр культуры, библиотека, почта. 

  Любой приходящий или въезжающий в село путник, проезжая мимо сквера, увидит мраморную табличку на камне и вспомнит своего великого земляка— писателя. 

 

  1 Письмо И. А. Бунина Ю. А. Бунину. Конец марта 1891. Орёл // Бунин И. А. Письма 1885—1904 годов. М., 2003. С. 75.